Современные педагогические технологии
на уроках русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9: Бизина Александра Александровна.
Информационно-коммуникационные технологии.
Чаще всего на уроках русского языка и литературы я использую ИКТ-технологии, именно применение ИКТ позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.
Например, использование разных видов презентаций позволяет мне решать следующие задачи:
Анимации и иллюстрации я использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).
А вот «Интерактивные презентации», на мой взгляд, наиболее эффективны на уроках русского языка при организации самостоятельной деятельности обучающихся во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.
На уроках литературы пользуюсь «Лекционной презентацией» – это визуальные материалы, иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся. Презентацией «Плакаты» - это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей, допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее и создают максимальный эффект присутствия. Презентацией «Тройное действие» - на слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его , отсюда: задействуют три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.
С помощью электронных таблиц на уроках русского языка дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.
На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они помогают систематизировать изученный материал. Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных. Назову те из них, которые на сегодняшний день зарекомендовали себя неплохо:
1. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый)».
2. Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)
3. Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия .
4. Интерактивный курс подготовки к ГИА Русский язык.
5. Тренажёр «Русленг»( на портале ЦОР).
6. Орфоэпический тренажёр.
7. Гипер-медиаконструктор»5-7кл»( на портале ЦОР).
Хочу привести пример использования средств Интернета на уроках:
1-ый урок по творчеству А.А. Фета. После беседы о впечатлениях от прочитанных стихотворений, актуализации уже имеющихся знаний о А.А. Фете, переходим к работе с программой «Кирилл и Мефодий». Включить программу по литературе «Кирилл и Мефодий» ( Значок «Литература». «Уроки литературы.Урок №. А.А. Фет. Жизнь и творчество». Записать тему и цель урока, план, рассмотреть портрет поэта. Нажав клавишу «Уроки», переходим к уроку . Далее, нажав клавишу «Содержание», можем выйти в Интернет-ресурсы и побывать на родине А.А. Фета, посмотреть портреты родителей. На этом же этапе следует записать и основные темы и мотивы в лирике А.А. Фета . Итог: используя лекционный метод в рамках информационных технологий, стимулируем интерес к работе с текстовым материалом, развиваем умение анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации, стимулируем активное слушание, способствующее пониманию учебного материала, развиваем познавательный интерес учащихся, расширяем кругозор, учим работать с дополнительными источниками получения информации, тем самым формируем коммуникативную культуру ученика. При выполнении домашнего задания учащиеся используют информационные технологии: Интернет-ресурсы.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
|