Меню сайта
Мини-чат
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Ломака Екатерина Григорьевна«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
«Воспитание мотивации у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школыVIII вида на уроках письма и чтения»
учитель С(К)ОШ Ломака Екатерина Григорьевна
г.Ноябрьск 2013 г.
«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова» Ян Амос Коменский 1592 – 1670 гг. (Чешский выдающийся педагог и психолог)
Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это?
Воспитание мотивации у учащихся на уроках письма и чтения.
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. До недавнего времени было принято считать, что обучение – это передача учащимся готовых знаний и усвоение определённых умений, навыков. Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Но как не прискорбно сказать, всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться, отсюда и слабая речевая деятельность. В чём же причины этого нежелания? И таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Хотя причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Отсюда вытекает противоречие: - Между преобладанием в системе образования традиционных форм обучения и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода. Основной целью обучения является: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, культурой речи, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения. Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: ”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”. Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения через использование нетрадиционных форм, приемов и методов на этих уроках. Для достижения поставленной цели я для себя определила следующие задачи:
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Наблюдая за мотивом участия школьников в играх, замечаешь, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. Они воспитывают общую культуру, культуру речи и мнений, умение грамотно излагать свои мысли, вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. И именно на таком уроке, «зажгутся глаза слушающего от глаз говорящего». Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу. Я определяю чёткое планирование структуры урока, использую различные нестандартные формы и методы обучения и воспитания, тщательно продумываю подачу учебного материала. Ввожу в урок такие формы работы, которые несут не только обучающую функцию, но являются доступными и интересными каждому ученику. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, учащиеся легче воспринимают, осознают и запоминают их. В своей работе я использую следующие приёмы обучения на разных этапах урока. В начале урока создаю «ситуацию успеха». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я использую подобранный занимательный материал, соответствующий тематике урока: - загадки: Пример: Черные, кривые. Встанут в ряд - Заговорят. - пословицы: Пример: Азбука – к мудрости ступенька. - стихи: Пример: Слова, как деревья ветвисты. Возьми хоть бы слово любовь. Войди в этот мир многолистный И в музыку вслушайся вновь Любовь моя, Любонька, Люба Любляна, Любань, Люблино…. - притчи, басни о разных частях речи Пример: Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий…. - игры: «Третий лишний», «Цепочка», «За стол сядут, только те, у кого имя начинается на букву…», «Определить тему урока, зашифрованную на доске». Пример: АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО На уроках письма и чтения я применяю чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на воспитание и сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и воспитывает в них желание овладевать знаниями. Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Часто на уроках письма и чтения для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения, которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Или: учащимся предлагаю набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Пример: Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Часто практикую такие игры: «Восстанови пословицы» (части которых соединены неверно), «Заново расставь знаки препинания» и другие. Провожу различные формы уроков: КВН, урок - диспут, урок- зачет, урок - экскурсия. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Для оживления интереса учащихся ввожу в традиционный урок элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад, «третий лишний». Особенно актуальны эти виды работы при изучении тем: «Фонетика», «Словообразование», «Морфология». Однако иногда они бывают, полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы возможно объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются. Итог урока также провожу в нестандартной форме: Пример: Глагол, эффективной формой рефлексии является такое задание, как составить предложение по таким вопросам:
|
Поиск
Архив записей
|