Понедельник, 22.10.2018, 02:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Плех Марина Вадимовна

Учитель русского языка  и литературы МБОУ СОШ № 5
Образование: высшее (Иссык-Кульский государственный университет имени Касыма Тыныстанова).
Педагогический стаж: 12,7.
Личные достижения:
- Грамота Департамента образования города Ноябрьска как руководитель исследовательской работы дипломанта 7 городской конференции исследовательских работ учащихся «Юность.Наука.Культура»(2007/2008);
- Почётная грамота директора МОУ СОШ №5 за добросовестный труд, ответственное отношение к работе и в связи с 25-летием со дня образования МОУ СОШ №5(2007год);
- Диплом 2 степени за участие в Международном конкурсе «Уроки доброты»(2008);
- Почётная грамота директора МОУ СОШ №5 за добросовестный труд в системе образования(2009год);
- Грамота за подготовку дипломанта третьего этапа 6 Международной Олимпиады по основам наук по русскому языку(2010);
- Благодарственное письмо оргкомитета сетевого сообщества учителей русского языка и литературы города Ноябрьска за подготовку учащихся в творческом конкурсе «Мой учитель»(2011);
- Грамота Департамента образования города Ноябрьска за 3 место в городском дистанционном конкурсе эссе «А напоследок я скажу»(2011);
- Диплом за участие в окружном конкурсе «Патриот Ямала – патриот России»(2011);
- Грамота за участие в проекте «Источник знаний»(2011);
- Грамота за участие в проекте «Источник знаний»(2012);
- Почётная грамота Департамента образования администрации города Ноябрьска за педагогическое мастерство, творческий поиск и воспитания подрастающего поколения и в связи с 30-летием школы(2012);
- Является руководителем школьного научно-исследовательского общества «Шаг в будущее»;
- Является администратором сайта «Ассоциация учителей русского языка и литературы г. Ноябрьск».

Игра по русскому языку «Знатоки лингвистики»

Цель: развитие интереса к изучению русского языка, к его истории, развитие внимания к слову.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…

К.Д.Ушинский.

Люди мыслят, без этого они не могут существовать. Люди так же должны передавать свои мысли друг другу. Человек хочет говорить не только с современниками, но и с потомками. Для этого люди давно научились передавать свои мысли сначала в рисунках, позже в письме. Если бы они этого не сделали, их мысли умерли бы вместе с ними. Мы очень мало бы узнали об их делах, многое пришлось открывать заново. Прогресс общества мог сильно затормозиться. В том, что этого не случилось, величайшая заслуга письменности и книги.

Долгие века жила в России рукописная книга. Изготовление книг из пергамента было очень кропотливым и дорогим делом. Так, для написания Библии требовалось до 318 шкур.

- Шкуры какого животного использовались для изготовления пергамента? (бычьи, овечьи, медвежьи, свиные)

Трудно даже назвать точно дату, когда впервые стали изготавливать такие книги. Это могло произойти где-то в 10 веке с официальным принятием христианства или даже раньше, после 863г., когда славянские просветители братья Кирилл и Мефодий разработали новую, вслед за глаголицей, азбуку, названную Кириллицей.

Появление книгопечатания в 16 веке (Россия) связано в первую очередь с появлением бумаги, которую изобрели в Китае где-то в 13 веке. Первые печатные книги назывались книжнецы, инкунабулы, молитвословы.

Русский язык- один из богатейших языков мира по своим словарным запасам, он насчитывает сотни тысяч самых разнообразных слов. Главную разновидность всякого языка, его высшую форму составляет литературный язык..

Издавна на литературном языке пишутся книги, издаются газеты и журналы, составляются разнообразные документы. Это язык, которым пользуются в различных учебных заведениях, государственных учреждениях, язык радио и ТВ, кино и театр.

- Кого по праву называют основоположником современного русского языка? (Пушкин, Писарев, Ожогов, Жуковский).

Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче и точнее будут его собственные мысли, тем с большей определенностью, яркостью они могут быть выражены..

Наша игра призвана не столько проверить ваши знания русского языка, сколько обратить внимание на необходимость его изучения, богатство и разнообразие форм и слов. Перед нами 2 команды, которые будут соревноваться между собой в лингвистической игре.

 

 

 

1 тур "Лексические задачи"

1 задача.

Богатство языка- это богатство мыслей. В былине об Илье Муромце есть такие слова: " слово, оно что яблоко: с одного то боку зеленое, так с другого- румяное , ты умей его, девица повертывать…". Вдумайтесь в смысл этого выражения, т.е. умейте владеть словом, т.к. слово может иметь не одно, а несколько значений, оно многозначно.

Сколько значений имеют следующие слова (по 0,5 б. за каждое значение)

  • Порода (горная, порода собак)
  • среда (день недели, среда обитания, внутренняя среда)
  • язык (язык, как орган тела, "язык"- пленный.)
  • знак (математический знак "+" или "-", знак судьбы или дорожный знак.)
  • посадка (посадка самолета, посадка ученика за партой, посадка овощей.)

2 задача.

Русский язык очень образный. Одно и то же явление может охарактеризовать различными словами и выражениям.

Подобрать синонимы (по 0,5 за слово):

-Метель (буран, вьюга, пурга.)

-солдат (военнослужащий, воин, рядовой, сержант, служивый.)

 

3 задача. Перевертыши.
Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: Кроссовки щей объелись. - Сапоги каши просят.
Жетон получает команда, которая быстрее других ответит правильно.

Зайцам симпатизировать - дома не сидеть. (Волков бояться - в лес не ходить).

Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом).

Дылда-дочь от мамы смылась. (Крошка-сын к отцу пришел).

У орла один раз нечистый украл кружочек колбасы. (Вороне где-то бог послал кусочек сыра).

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит).

Секунду умирай - секунду бездельничай. (Век живи- век учись)

2 тур "Говори правильно!"

 

1. Ребятам предлагаются на карточках (или на школьной доске) слова, в которых нужно правильно и быстро поставить ударение ( по 0,5 б. за правильный ответ) :

  • бармен
  • вероисповедание
  • жалюзи
  • красивее
  • кулинария
  • туфля
  • приданное
  • намерение
  • звонишь
  • торты

2. Найдите ошибки в употреблении слов и исправьте их:

1 команда: 1. Марина одела шапку на своего брата. 2. Ребята шли со школы на спортивную площадку. 3. "Ложи вещи на свои места!" - учила Вера свою младшую сестру.

2 команда: 1. Поклади свитер в шкаф. 2. "Я скучаю по вам,"- писала Вера родителям из лагеря. 3. Двое девочек прогуливались по аллее.

3 тур "Фразеология"

1 задание. Выяснить происхождение фразеологизмов.

1-«ахиллесова пята»; «играть на нервах»;

2-«ариаднина нить»; «во всю ивановскую».

Ариаднина нить Эти крылатые слова — из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, чтобы сразиться с чудовищем Минотавром (Минотавр, по мифу, получеловек, полубык). С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над Минотавром благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра — при помощи клубка ниток. Переносное значение: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Ахиллесова пята Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение? Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунула Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

Во всю ивановскую Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». История этого выражения такова. Очень давно, в XVI— XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царевы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Играть на нервах Расстроенные нервы, натянутые нервы, слабая струна, играть на нервах... Немало выражений, касающихся нервов, имеют «музыкальный» уклон: играть, расстроенные, натянутые... Это объясняется происхождением слова нерв. Еще в глубокой древности люди, играли на музыкальных инструментах. Струна по латыни— «нервус». Позже врачи узнали о существовании в организме нервов. Нервы похожи на струны, римляне их так и назвали. А привычные выражения, связанные с музыкальными струнами, стала применять и по отношению к нервам. Выражение играть на нервах равнозначно «намеренно раздражать, нервировать кого-либо».

 

2 задание. Закончите фразеологизмы.

  1. Не взирая... (на лица) Два сапога... (пара).
  2. Буря в... (в стакане). Топтаться на...(месте).
  3. Кусать...(локти). Не мудрствуя...(лукаво).
  4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).
  5. Черепашьим...(шагом). От корки... (до корки).
  6. За семь верст...(киселя хлебать). Ждать у...(моря погоды).
  7. Принять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит).
  8. Проще пареной...(репы). Обвести вокруг..(пальца).
  9. Не в бровь... (а в глаз). Сулить золотые...(горы).
  10. Не видеть дальше...(собст.носа). 10. Краем уха...(слышать).
  11. Плакать в...(жилетку). Кисейная…(барышня).
  12. Еле-еле душа...(в теле). Рог... (изобилия).
  13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).

Игра со зрителями

1. Образуйте форму множественного числа существительного «дно»?
(Донья)

2.Какой знак препинания часто ставят ребром?
(Вопрос. «Поставить вопрос ребром»)

3. Какой знак препинания часто болеет?
(Вопрос. «Это для нас больной вопрос»)

4.Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие?
(Первую «о»: полотно – плотно)

5. Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом?
(Букву «е» на «и»: пенал – пинал)

6. Какое местоимение может работать приставкой?
(Местоимение ВЫ : выпечка, выбегать, выходить, выглядывать, вырез …)

7. Вопрос каких падежей без устали задаёт курица?
(Вопрос дательного и винительного падежей: КУДА?)

8. Может ли ударение превратить существительное в глагол?
(Да, может: зАпах – запАх, пЕкло – пеклО, пОсох – посОх …)

9. Какой суффикс имён существительных выдаёт кассир в магазине?
(Чек – замочек, кусочек …)

10 . Из какой части слова можно кашу сварить?
(Из пРИСтавок, ведь в них есть крупа рис)

11. Назовите «математические» части слова.
(СуффИКС, корень. Математики их всегда ищут)

12. Самая математическая часть речи – это …
(Имя числительное)

13. Как из двух приставок образовать глаголы повелительного наклонения?
(При-при, за-при, ото-при)

14. В каких словах есть тридцать приставок и ни одного корня?
(ЗО-на, ЗО-в)

15. Какая приставка (вместе с ударением) может превратить мальчиков в девочек?
(Приставка ПО: дружки – подружки)

16. Какая приставка, попав в ЛОСЯ, превращает его в рыбу?
(Приставка СО: лось – лосось)

17. Какая приставка, упав в ТРАВУ, сделает её совершенно непригодной в пищу животным?
(Буква «О»: трава – отрава)

18. Если приставки придут прогуляться в сосновый БОР, то во что они его превратят?
(В забор, в убор, в пробор, в прибор, в сбор, в набор, в отбор, в собор, в перебор)

19. Какие приставки могут быть именами существительными?
(Перед, воз, низ, под, раз, бес)

3 задание. Фразеологические загадки

– Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды.

1.Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а
можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если
вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут
намылить или даже снять. (ГОЛОВА)

2.Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель
утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает
мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное,
неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак
нельзя испортить маслом. (КАША)

3.М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-
то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить
завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не
рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них
наступил медведь. (УШИ)

4. Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные.
Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем.
Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят
счет. А вот кура почему-то предпочитают их не клевать. (ДЕНЬГИ)

5. Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и
показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда
терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его
в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота.(ВРЕМЯ)

6.Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют.
Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль,
перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то
понравился. Можно использовать вместо компаса. (ГЛАЗА)

7. Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то
очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не
ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он
наплакал. (КОТ)

8. Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В
народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить
тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно
показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.(ЯЗЫК)

9. В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин
большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна
проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них
предлагают в комплекте с сердцем.(РУКИ)

10. Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться.
Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек
их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая
из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления
слонов. (МУХА)

 

 

 

4 тур. "Орфография"

Исправьте ошибки.

1. Языки мира

Самый распространённый на земле язык — китайский. Им пользуются семсот милионов человек. На англиском говорят свыше двести пятидесяти милионов, на индийских — хинди и урду — двести восемдесят милионов. Самый «спокойный» язык у эскимосов Гренландии: в нём нет ругательств. Женщины острова Доминика говорят на языке, отличном от языка мужчин. Их язык называют самым «женственым». Самая распространённая буква в языках мира — А. Ни одного языка без этой буквы нет.

Считают, что самым крупным полиглотом был профессор Копенгагенского университета Расмус Кристиан Раек. Он говорил на двести тридцати языках и составил несколько десятков славарей и граматик. (Из альманаха «Хочу всё знать».)

2. Это тоже интересно

За всю свою жизнь человек седает сорок тонн пищи и вдыхает тристо восемдесят тысяч кубических метров воздуха. Ежегодно сердце расходует столько энергии, сколько нужно для того, чтобы поднять груз весом около девятьсот килограммов на высоту четырьнадцать метров. На голове человека около сто двадцать тысяч волос. А за всю жизнь у человека выпадает и вновь вырастает до полтора миллиона волос. Человеческий мозг состоит из десяти милиардов нервных клеток и обладает способностью запоминать восемдесят шесть милионов единиц информации. Каждую секунду в головном мозгу человека происходит около сто тысяч химических реакций.

Мозг за ноль целых и пять сотую секунды распознаёт объект, изображение которого зафиксировал глаз. (Из альманаха «Хочу всё знать».)

 

Проверка.
Языки мира

Самый распространённый на земле язык — китайский. Им пользуются семьсот миллионов человек. На английском говорят свыше двухсот пятидесяти миллионов, на индийских — хинди и урду — двести восемьдесят миллионов. Самый «спокойный» язык у эскимосов Гренландии: в нём нет ругательств. Женщины острова Доминика говорят на языке, отличном от языка мужчин. Их язык называют самым «женственным». Самая распространённая буква в языках мира — А. Ни одного языка без этой буквы нет.

Считают, что самым крупным полиглотом был профессор Копенгагенского университета Расмус Кристиан Раек. Он говорил на двухстах тридцати языках и составил несколько десятков словарей и грамматик. (Из альманаха «Хочу всё знать».)

Это тоже интересно

За всю свою жизнь человек съедает сорок тонн пищи и вдыхает триста восемьдесят тысяч кубических метров воздуха. Ежегодно сердце расходует столько энергии, сколько нужно для того, чтобы поднять груз весом около девятисот килограммов на высоту четырнадцать метров. На голове человека примерно сто двадцать тысяч волос. А за всю жизнь у человека выпадает и вновь вырастает полтора миллиона волос. Человеческий мозг состоит из десяти миллиардов нервных клеток и обладает способностью запоминать восемьдесят шесть миллионов единиц информации. Каждую секунду в головном мозгу человека происходит около ста тысяч химических реакций.

Мозг за ноль целых и пять сотых секунды распознаёт объект, изображение которого зафиксировал глаз. (Из альманаха «Хочу всё знать».)

Вот и закончилась наша игра. Теперь Вы знаете, что наш язык труден, но красив, интересен и основателен. А вот какие вдохновенные строки посвятил русскому языку болкарский поэт М. Геттуев:

Спросят меня; что похоже на море?

Русский язык, -не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою.

Свежесть подарит засушливым летом.

Русское слово я пил неотрывно,

Как родниковую, звонкую воду;

Сколько бы влаги живой не вбирал я-

Жажда сильнее была гот от году."

Сегодня мы с вами уже не можем прочитать без перевода большинство древнерусских текстов, в которых содержаться интересных сведений о жизни наших предков. Уходят в прошлое многие слова и выражения, которые совсем недавно были у всех на слуху в советскую эпоху .(Пролетариат, политбюро, и. т. д ).С возвращением в Россию капитализма появились новые слова: рыночная экономика и др.

Сегодня на рубеже веков, мы с вами являемся свидетелями деградации языка, его изменение в худшую сторону. Литература и телевидение уже не являются эталонами чистоты и правильности речи, часто можно услышать или прочитать жаргонные, а то и вовсе нецензурные слова и выражения. Иными словами язык развивается сейчас обратным образом: от сложного к простому. Прискорбно, но вполне вероятно, что уже наши внуки и правнуки совсем не будут знать Пушкинского литого языка, которым так восхищается и поныне во всем цивилизованном мире.. Хочется верить, что это не так. Давайте сохраним живое русское слово!

 

 

 

 
 
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz