ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знанию диалог. Рассмотрим их подробнее.
Побуждающий к гипотезам диалог
Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
- побуждения к выдвижению гипотез;
- принятия выдвигаемых учениками гипотез;
- побуждения к проверке гипотез;
- принятия предлагаемых учениками проверок. Рассмотрим эти действия.
Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу - значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные — ошибочными.
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Подсказка _ намек на искомое знание - каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.
Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую («молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головой.
Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка гипотезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором - добывается в практической (в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.
При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?». Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.
При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.
Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».
Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая - и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.
При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так», учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения («Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение-проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза. Приведем пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез.
Тема «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож- » (продолжение)
Учитель Прием 6.
|
Ученики
|
- Сейчас я продиктую
словосочетания. Вы должны
их записать и объяснить
орфограммы.
-Проверим написание
последнего глагола по
словарю.
-Исправим ошибку. Итак,
какое задание мы выполняли?
-Каким вы пользовались
правилом?
-Применимо ли это правило в
последнем случае?
- Чем же мы будем сегодня
заниматься?
|
Ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные ударением: Распевать песни - петь Сбежать с горы — бег Предлогать дружбу - предлог
-Здесь написано «предлагать».
В корне гласная а.
-Мы писали безударные гласные в
корне слова.
-Проверки безударных гласных
ударением.
- Нет, правило не сработало.
- Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова. Изучать новое правило о
|
-Вывести правило нам
помогут слова на доске.
Прочитайте их
самостоятельно.
-Что заметили? Есть догадки о
правописании безударных
гласных в корне слова?
-Как можно это проверить?
-(подсказка) Может, как-то
распределить слова по
столбикам?
-Выполняйте.
Сформулируйте вывод.
|
Читают: разложить, прилагать, приложение, расположение, предлагать
- Заметили чередование гласных:
«о» пишется перед «ж», «а» - перед
«г».
- Надо выписать слова с гласными
«о» и «а» в 2 столбика и
подчеркнуть согласные «ж» и «г».
- В корнях лаг/лож перед «г»
пишется «а», перед «ж» пишется
«о».
|
-Так значит, какую новую
тему мы сегодня изучили?
-Сверьте формулировку темы
с учебником.
-Оформите новое правило
графически в виде схемы
(модели)
|
- Безударные гласные в корнях
лаг/лож.
- Всё правильно.
- Составление опоры.
|
При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»). Отреагировав на первую - обычно ошибочную - гипотезу нейтральным словом «так», учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще есть гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотез разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь - решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.
Приведем пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.
Тема «Разносклоняемые существительные» (продолжение)
Учитель (Прием 5)
|
Ученики
|
- Определите склонение существительных.
- Определите склонение существительных.
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?
- Значит, какой вопрос возникает?
|
- Атлет, витрина, гитара, горизонт, причина, печь, степь, выражение, независимость.
- Время, имя, пламя.
- Нет, не смогли.
- Существительные среднего рода, а окончания у них –я.
- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –я.
|
- Какие есть гипотезы?
- Так. Какие еще есть идеи?
- Так. Какие еще есть предположения?
- Как доказать правильность наших предположений?
- (Подсказка) Может попробовать просклонять?
- Выполняйте.
- Сравниваем окончания существительных 1, 2, 3, сущ. на -мя. окончания каких склонений имеют сущ. на -мя.
- Как назвать существительные, которые изменяются по разным типам склонения? (Подсказка. Образуйте сложное слово (прилагательное) от словосочетания по разному склонять).
|
- Существительные относятся особому склонению.
- Существительные являются исключением и не относятся ни к одному склонению.
- Существительные относятся к нескольким склонениям.
(Молчание)
- Просклоняем существительные всех склонений и посмотрим, к какому склонению больше подходят наши существительные.
- Работа в группах.
На отдельных листах каждая группа склоняет одно существительное (1гр. – 1скл., 2гр. – 2 скл., 3гр. – 3 скл., 4 гр.- сущ на мя.)
По окончании работы каждая группа вывешивает на доску свою таблицу.
- 3 склонения в Р.Д.П. падежах и 2 скл. в Т. падеже.
- Разносклоняемые.
|
- Так значит, какую тему мы сегодня изучили?
- Сформулируйте вывод, почему существительные на –мя называются разносклоняемые?
- Сверьте ваш вывод с материалом учебника (стр. 39)
- Оформите новое правило в виде схемы модели.
|
- Разносклоняемые существительные.
- Существительные на –мя называются разносклоняемые, потому что имеют окончания разных склонений – 2 и 3.
- Все правильно.
- Составляют опору.
|
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.
Приведем пример подводящего от проблемы диалога.
Тема «Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени »
Учитель
|
Ученики
|
- Запишите слова в столбик. Определите часть речи и морфологические признаки.
- Выделите суффиксы.
- Найдите в словах безударные гласные.
- В какой морфеме находятся эти орфограммы?
- Над какой темой будем работать?
|
- Слышал, клеил, сеял, видел. Это глаголы прошедшего времени.
-Учащиеся выполняют задание.
--Учащиеся выполняют задание.
- В суффиксе.
- Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени
|
- Во второй столбик запишите глаголы.
- Определите форму глагола и выделите суффиксы.
- Сравните, какая гласная пишется перед суффиксом в глаголах.
- Сделайте вывод.
|
- Слышать, клеить, сеять, видеть.
- Выполняют задание.
- Подчеркивают гласные.
- В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в глаголах неопределенной формы.
|
- Сверьте ваш вывод с правилом на стр. 154.
- Поставьте вопрос к правилу.
- Оформите новое правило в виде схемы, модели.
|
- Все правильно.
- Как проверить гласную перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени?
-Назовите опознавательный признак данной орфограммы?
- Составление опоры.
|
Приведем пример подводящего без проблемы диалога.
Тема «Буквы з и с на конце приставок.»
Учитель
|
Ученики
|
- Прочитайте пары слов. Выделите приставки.
- Чем отличаются приставки в парах слов?
- Сравните произношение конечного согласного звука в приставках и его обозначением на письме.
- С каким опознавательным признаком встретились? Обозначим его.
- Какой буквой обозначается конечный звук в приставке?
-Какую закономерность вы заметили?
- (Подсказка) какой буквой обозначается первый звук корня?
- Сделайте вывод: каково основное условие выбора букв з и с на конце приставок.
|
Безвкусный – бесшумный
Исчезать – издать
Восстание – воззвание
Бесшумный – безжалостный
Развязать – расписание
- Конечным согласным.
- Как произносится так и пишется.
- Стечение согласных.
- Буквами з и с.
- Буквами, обозначающими звонкий или глухой согласный.
- Перед глухими пишется с, а перед звонкими – з.
|
- Так значит, какую новую тему мы с вами сегодня изучили?
- Сверьте по учебнику ваш вывод и тему стр.90.
- Оформите новое правило в виде схемы, модели.
|
- Буквы з и с на конце приставок.
- Все правильно.
- Составление опоры.
|
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА И УЧИТЕЛЬ
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:
результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
здоровьесберегающей - позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Использованная литература:
1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2006. – 168с.
2. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.// Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под научной ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – С.144 - 180
|