Пятница, 19.04.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Материалы участников семинара [14]
Материалы участников семинара
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар Современные технологии обучения » Материалы участников семинара

Проблемно – диалогическое обучение на уроках русского языка. Методы и приемы проблемного диалога. Часть 2

ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знанию диалог. Рассмотрим их подробнее.

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учи­теля, поскольку требует осуществления четырех педагогических дей­ствий:

  1. побуждения к выдвижению гипотез;
  2. принятия выдвигаемых учениками гипотез;
  3. побуждения к проверке гипотез;
  4. принятия предлагаемых учениками проверок. Рассмотрим эти действия.

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу - значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и ста­нет искомым знанием, называется решающей, остальные — ошибоч­ными.

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслитель­ной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуж­дение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжа­ется подсказкой к решающей гипотезе. Подсказка _ намек на искомое знание - каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и под­сказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем ди­алоге существует опасность оценочно отреагировать на высказывае­мые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу («не­правильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую («молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следу­ет эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приве­дении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»). Проверка ги­потезы может быть либо устной, либо практической. В первом случае аргументация приводится посредством рассуждения, а во втором - добывается в практической (в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?». Если общее побуждение не срабатыва­ет, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

При практической проверке диалог стимулирует школьников к вы­работке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществля­ется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную ар­гументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреаги­ровать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существуют два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая - и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так», учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения («Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение-проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза. Приведем пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез.

 

Тема «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож- » (продолжение)

Учитель Прием 6.

Ученики

- Сейчас я продиктую
словосочетания. Вы должны
их записать и объяснить
орфограммы.

 

-Проверим написание
последнего глагола по
словарю.

-Исправим ошибку. Итак,
какое задание мы выполняли?

-Каким вы пользовались
правилом?

 

-Применимо ли это правило в
последнем случае?

 

- Чем же мы будем сегодня
заниматься?

Ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные ударением: Распевать песни - петь Сбежать с горы — бег Предлогать дружбу - предлог

 

-Здесь написано «предлагать».

В корне гласная а.

 

-Мы писали безударные гласные в
корне слова.

-Проверки безударных гласных
ударением.

- Нет, правило не сработало.

 

  • Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова. Изучать новое правило о
     

-Вывести правило нам
помогут слова на доске.
Прочитайте их
самостоятельно.

-Что заметили? Есть догадки о
правописании безударных
гласных в корне слова?

-Как можно это проверить?

-(подсказка) Может, как-то
распределить слова по
столбикам?

-Выполняйте.
Сформулируйте вывод.

Читают: разложить, прилагать, приложение, расположение, предлагать

 

 

- Заметили чередование гласных:
«о» пишется перед «ж», «а» - перед
«г».

- Надо выписать слова с гласными
«о» и «а» в 2 столбика и
подчеркнуть согласные «ж» и «г».

 

- В корнях лаг/лож перед «г»
пишется «а», перед «ж» пишется
«о».

-Так значит, какую новую
тему мы сегодня изучили?

-Сверьте формулировку темы
с учебником.

-Оформите новое правило
графически в виде схемы
(модели)

- Безударные гласные в корнях
лаг/лож.

- Всё правильно.

 

- Составление опоры.
 

 

 

При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»). Отреагировав на первую - обычно ошибочную - гипотезу нейтральным словом «так», учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще есть гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотез разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь - решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.

Приведем пример побуждающего диалога при одновременном выдвижении гипотез.

 

Тема «Разносклоняемые существительные» (продолжение)

Учитель (Прием 5)

Ученики

- Определите склонение существительных.

 

- Определите склонение существительных.

 

- Вы смогли выполнить задание?

 

- В чем затруднение?

 

- Значит, какой вопрос возникает?

- Атлет, витрина, гитара, горизонт, причина, печь, степь, выражение, независимость.

 

- Время, имя, пламя.

 

- Нет, не смогли.

 

- Существительные среднего рода, а окончания у них –я.

- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –я.

- Какие есть гипотезы?

 

- Так. Какие еще есть идеи?

 

- Так. Какие еще есть предположения?

 

- Как доказать правильность наших предположений?

 

- (Подсказка) Может попробовать просклонять?

 

- Выполняйте.

 

 

 

 

 

- Сравниваем окончания существительных 1, 2, 3, сущ. на -мя. окончания каких склонений имеют сущ. на -мя.

- Как назвать существительные, которые изменяются по разным типам склонения? (Подсказка. Образуйте сложное слово (прилагательное) от словосочетания по разному склонять).

- Существительные относятся особому склонению.

- Существительные являются исключением и не относятся ни к одному склонению.

- Существительные относятся к нескольким склонениям.

 

(Молчание)

 

 

- Просклоняем существительные всех склонений и посмотрим, к какому склонению больше подходят наши существительные.

- Работа в группах.

На отдельных листах каждая группа склоняет одно существительное (1гр. – 1скл., 2гр. – 2 скл., 3гр. – 3 скл., 4 гр.- сущ на мя.)

По окончании работы каждая группа вывешивает на доску свою таблицу.

 

- 3 склонения в Р.Д.П. падежах и 2 скл. в Т. падеже.

- Разносклоняемые.

 

 

- Так значит, какую тему мы сегодня изучили?

- Сформулируйте вывод, почему существительные на –мя называются разносклоняемые?

 

- Сверьте ваш вывод с материалом учебника (стр. 39)

 

- Оформите новое правило в виде схемы модели.

- Разносклоняемые существительные.

 

- Существительные на –мя называются разносклоняемые, потому что имеют окончания разных склонений – 2 и 3.

 

- Все правильно.

 

 

- Составляют опору.

 

 

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому ­знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.

Приведем пример подводящего от проблемы диалога.

Тема «Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени »

Учитель

Ученики

- Запишите слова в столбик. Определите часть речи и морфологические признаки.

- Выделите суффиксы.

- Найдите в словах безударные гласные.

- В какой морфеме находятся эти орфограммы?

- Над какой темой будем работать?

- Слышал, клеил, сеял, видел. Это глаголы прошедшего времени.

-Учащиеся выполняют задание.

--Учащиеся выполняют задание.

- В суффиксе.

- Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени

- Во второй столбик запишите глаголы.

- Определите форму глагола и выделите суффиксы.

- Сравните, какая гласная пишется перед суффиксом в глаголах.

- Сделайте вывод.

 

- Слышать, клеить, сеять, видеть.

- Выполняют задание.

 

- Подчеркивают гласные.

- В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в глаголах неопределенной формы.

 

- Сверьте ваш вывод с правилом на стр. 154.

- Поставьте вопрос к правилу.

 

 

- Оформите новое правило в виде схемы, модели.

- Все правильно.

- Как проверить гласную перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени?

-Назовите опознавательный признак данной орфограммы?

- Составление опоры.

 

 

Приведем пример подводящего без проблемы диалога.

Тема «Буквы з и с на конце приставок.»

Учитель

Ученики

- Прочитайте пары слов. Выделите приставки.

 

 

 

 

- Чем отличаются приставки в парах слов?

- Сравните произношение конечного согласного звука в приставках и его обозначением на письме.

- С каким опознавательным признаком встретились? Обозначим его.

- Какой буквой обозначается конечный звук в приставке?

-Какую закономерность вы заметили?

- (Подсказка) какой буквой обозначается первый звук корня?

- Сделайте вывод: каково основное условие выбора букв з и с на конце приставок.

 

Безвкусный – бесшумный

Исчезать – издать

Восстание – воззвание

Бесшумный – безжалостный

Развязать – расписание

 

- Конечным согласным.

- Как произносится так и пишется.

 

- Стечение согласных.

 

- Буквами з и с.

 

- Буквами, обозначающими звонкий или глухой согласный.

- Перед глухими пишется с, а перед звонкими – з.

 

- Так значит, какую новую тему мы с вами сегодня изучили?

- Сверьте по учебнику ваш вывод и тему стр.90.

- Оформите новое правило в виде схемы, модели.

- Буквы з и с на конце приставок.

 

- Все правильно.

 

- Составление опоры.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в раз­вивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и твор­ческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творче­ский процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив открытие знания любым из названных методов, пере­ходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению зна­ний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходи­мо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме во­проса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформу­лировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА И УЧИТЕЛЬ

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

здоровьесберегающей - позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

 

Использованная литература:

1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2006. – 168с.

2. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.// Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов/ Под научной ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – С.144 - 180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Материалы участников семинара | Добавил: Ефремова (15.02.2017)
Просмотров: 469
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz