Среда, 24.04.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Материалы участников семинара [14]
Материалы участников семинара
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар Современные технологии обучения » Материалы участников семинара

Моделирование как способ формирования у обучающихся ключевых компетенций и целостного представления о картине мира

Круглая Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 6

Мастер-класс по теме

«Моделирование как способ формирования у обучающихся ключевых компетенций и целостного представления о картине мира».

Если хочешь, чтобы скорее расцвел цветок,

не нужно насильно развертывать лепестки,

а нужно создавать условия,

при которых он сам распустится.

Л. Н. Толстой

 

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод моделирования.

В настоящее время стремительно нарастает объём изучаемого материала. Метод заучивания, текстуального запоминания становится неприемлемым. Это порождает отрицательное отношение к учению.

Технология моделирования опорного конспекта способствует формированию познавательного интереса школьников к предмету и активизации познавательной деятельности, так как нацелена не только на содержание учебного материала, но и на сам процесс обучения, помогает облегчить понимание новой информации и закрепить её в долговременной памяти.

Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает обучающимся хорошо усвоить информацию, а также воспроизвести в памяти пройденное.

Говоря о моделировании опорного конспекта, нельзя не упомянуть имена ученых-педагогов, которые применяли этот метод в педагогическом процессе:

Виктор Фёдорович Шаталов «Опорные конспекты»,

Израиль Аронович Фогельсон «Технология уроков-мастерских»;

Валерий Алексеевич Бухвалов разработал технологию моделирования «Технологии работы учителя-мастера», которую мы активно используем в своей работе.

 

Методика разработки и применения опорного конспекта впервые предложена педагогом-новатором Виктором Федоровичем Шаталовым.

Опорный сигнал по Шаталову — это «ассоциативный символ, который заменяет некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

В педагогических справочниках даются следующее определения опорного конспекта:

-опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию;

-опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж,), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию;

-опорный сигнал – символ, вызывающий какие-либо ассоциации (знак, слово, рисунок и т. п.);

-опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

  1. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

  1. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
  2. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота.

Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого учителя превращается в процесс творчества.

Особенности методики

Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) – наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.

1. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату – опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

2. Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя опорный конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с ОК; расскажи материал учебника с помощью ОК (кодирование – декодирование); запомни наизусть как опору для рассказа перед одноклассниками; воспроизведи письменно и сравни с образцом.

3. Первое повторение – фронтальный контроль усвоения ОК: все учащиеся воспроизводят ОК по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» опрос; после письменной работы – громкий опрос.

4. Устное проговаривание опорного конспекта – необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П. А. Гальперин) происходит во время различных видов опроса.

5. Второе повторение – обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; сообщение зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т. д.).

Контроль, оценка. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.

Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

Система работы по своему содержанию является дидактической.

Такая форма работы дает эффективные воспитательные результаты:

– каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;

– возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;

– формируются ответственность, честность, товарищество.

Учащиеся не получают конспект в готовом виде, а учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя.

После составления опорного конспекта (схемы, рисунка, таблицы и т.д.) для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца делается его первичное озвучивание учителем или учениками, работающими в группе. При изучении объемных и довольно сложных для понимания учеников тем (или в слабом классе) стоит предложить опорный конспект, разработанный самостоятельно, но не целиком, а поэтапно; по ходу рассуждения, беседы или дискуссии.

Работа, в процессе которой и рождается связный ответ по ОК, превращается в увлекательное занятие, своеобразный игровой момент, который позволит ученикам блеснуть знаниями, умением логически обосновать мысль, найти такую «изюминку» в тексте, которую другие не заметили. Тут и радость открытия, и споры, и сотворчество, а учитель, организуя их работу, не довлеет, а умело направляет творческий процесс в нужное русло. Педагог всегда готов помочь советом и с уважением относится даже к самым невероятным выводам, подключая к обсуждению всех ребят.

Атмосфера сотрудничества на таких уроках позволяет забыть об отметке (ведь ученики работают в группе, а это дает возможность каждому внести свой вклад в общее дело). Внутри своей группы ребята сами выставляют отметки в зависимости от участия в проекте. Такие положительные впечатления обязательно оставят хороший след в душе ученика и понизят уровень тревожности, а значит, сохранят психическое здоровье ребенка.

Создание ОК в форме схем, таблиц на уроках помогает стимулировать ученика идти дальше, например, дополнить какую-либо часть или закончить начатое построение в соответствии со своим видением основной проблемы произведения. А это и есть начало исследовательской работы.

Так, например, изучая тему «Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, учащиеся 9б класса настолько были увлечены работой, что не вышли даже на перемену, несмотря на то, что это были 5-6 уроки. Им хотелось закончить начатую работу, ответить на все вопросы, поставленные перед ними, послушать своих одноклассников.

Содержание такого урока затрагивает аспекты духовно-нравственного воспитания и творческого развития учащихся.

На таких уроках можно увидеть, как меняется система подачи информации в новых условиях, используя компетентностный подход, мы работаем над развитием основных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, – информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. У обучающихся формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста.

Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

-участие в проектах;

-подведение итогов урока;

-творческие задания;

-мысленное воспроизведение представляемой картины,

-самооценка события,

- готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе

-упорядочивание;

-«цепочки»;

-хитроумные решения;

-составление схем-опор;

-работа с разного вида таблицами;

-работа со словарями;

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины

 

 

-поиск информации в предложенных источниках;

-взаимоконтроль

-взаимный диктант

-диспут

-заучивание материала наизусть в классе

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог

-групповая работа по составлению и заполнению таблицы;

-«подготовь рассказ...»,

-«опиши устно...»,

-«объясни...»

- умение выражать свои мысли полно и точно

Подробнее здесь

Категория: Материалы участников семинара | Добавил: Ефремова (04.04.2017)
Просмотров: 533
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz