Методы активизации познавательной деятельности и развития творческого мышления учащихся на уроках литературы.
Публичко Валентина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №12»
Большое значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют организовать познавательную деятельность обучаемых таким образом, что учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.
Активные методы обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся критическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. Использование этих методов в образовательном процессе предполагает свободное высказывание мысли учеником, всестороннее рассмотрение проблемы, уважение мнения собеседника и постоянный выбор своего решения на основе полученных знаний и принятых во внимание рассуждений. В этой ситуации главной целью учителя-предметника становится формирование активной творческой личности учащихся. Систематически выполняя разнообразные задания, учащиеся постепенно преодолевают природную пассивность и активно включаются в учебный процесс.
Активно развивать познавательную деятельность учащихся помогает использование технологии развития критического мышления. На своих уроках литературы я использую приёмы данной технологии так.
Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг», «Дерево предсказаний». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» и «Дерево предсказаний» помогают преодолеть эти трудности. «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащиеся разбиваются на пары и заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлектировать собственную мыслительную деятельность. Например, на уроке в 5-м классе по теме: «Доуэль и Керн» (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля») учащиеся самостоятельно формулировали цели урока, составляя и заполняя данную таблицу.
«Дерево предсказаний» основан на следующем принципе: ствол – это тема урока, листочки – прогнозируемые цели, веточки - аргументы. Например, на уроке литературы в 5-м классе по теме: «Наука и полёт фантазии» (По произведению А. Конан Дойла «Затерянный мир») учащимся было предложено самостоятельно выдвинуть и сформулировать основные черты, характерные для научно-фантастического жанра. Выстраивая схему «Дерево предсказаний», учащиеся не только прогнозировали, но и записывали аргументы.
|