Понедельник, 11.12.2017, 10:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Материалы участников семинара [14]
Материалы участников семинара
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар Современные технологии обучения » Материалы участников семинара

Технология обучения в сотрудничестве

Технология обучения в сотрудничестве

 

Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять, учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий: формирование групп происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности; группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками; оценивается работа не одного ученика, а всей группы; учитель сам выбирает ученика, который отчитывается за задание.

Групповая форма работы – одна из самых продуктивных форм организации учебной деятельности детей. Это совместная работа, проходящая в форме сотрудничества детей друг с другом.

К групповой работе на уроке я пришла не сразу. Сначала эту форму обучения применяла при организации уроков внеклассного чтения. Выразительное чтение, инсценирование, отзывы о прочитанном, знакомство с новыми книгами – все это выносилось для работы в группах. И с уроков внеклассного чтения исчезли отказы отвечать, вырос интерес к ним. Поняв это, я стала шире использовать работу в группах на уроке, планируя ее так, чтобы на нем было отведено время выступлениям ребят. Творческая поисковая группа создавалась прямо на уроке, перед ней ставились вопросы, связанные с темой урока. Ввожу в урок диалоги между группами ребят по одной проблеме (к примеру, на основе домашнего задания). Работа в группах оживляет урок, привлекает к проблеме, поставленной на нем, внимание всего класса.

Интересен опрос с использованием групповой формы работы. Готовится пять конвертов, в которые вложены карточки с обозначением форм опроса, обсужденных заранее с учениками:

Выбор! (Отвечающего от группы выбирает учитель).

Экзаменаторы! (Группа экзаменует другую).

Все! (Отвечают все ученики).

Делегат! (Отвечающего выбирает группа).

Доверие! (Группа не отвечает, работает на доверии).

Групповая форма работы практикуется и при объяснении нового материала. Так в 9 классе при изучении жизни А.С. Пушкина был проведен урок-путешествие, который дал возможность заочно посетить места, связанные с жизнью и творчеством поэта. Но готовиться к такому занятию нелегко: надо подобрать и изучить научную и справочную литературу, выбрать из нее самое важное, интересное, весь материал скомпоновать.

Ребята объединились по своему желанию в микрогруппы, выбрали маршрут экскурсии, нашли и изучили литературу, подготовили иллюстрированные материалы, используя интернет - ресурсы.

Перед учениками были поставлена следующая задача: на основе литературно-краеведческих материалов подготовить выступление, включив в текст следующие речевые модели: мы с вами находимся (приближаемся, подходим)…, здесь состоялась встреча…, эта улица, дом помнит… и т.д.

Организация таких уроков позволяет учащимся продемонстрировать свои речевые навыки.

В целях активизации познавательного интереса учащихся использую групповую форму работы на обобщающих уроках по русскому языку, литературе, риторике. Предлагаю конспект урока с подобной формой работы. Он был проведен в 6 классе после изучения темы «Мифы древней Греции» в форме КВН. Класс делился на 3 команды, которые готовили домашнее задание на тему «Боги Олимпа в школе №14». Во время проведения урока команды принимали участие в конкурсе биографов (создание презентаций о жизни и деятельности богов), художников (задание: нарисовать герб Одиссея, Геракла, Тесея и защитить его), в конкурсе любителей фразеологии (отгадать соответствующий рисунку фразеологизм; к примеру: рог – рог изобилия, бочка – бочка Данаид, ложе – прокрустово ложе и др.), в конкурсе капитанов (задание: за две минуты перечислить подвиги Геракла), в музыкальном, в конкурсе «мифическое» блюдо. КВН закончился исполнением всеми участниками песни «Арго».

На таких уроках царит творческая атмосфера, превращающая учение для подростков в удовольствие; атмосфера, мобилизующая все их усилия – умственные, физические, волевые, эмоциональные. Распределение учебных ролей в группе способствует снижению нагрузки учащихся и повышению результативности обучения. Уроки, максимально насыщенные учебным и воспитательным содержанием, становятся для подростков уроками жизни.

Групповая работа применяется мною при проведении зачётов. При проведении зачёта разбиваю класс на несколько групп, по 5-6 учеников в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого ученика оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать учебные задачи. Итоговые отметки ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Консультанты же показывают образцы лучших ответов.

Преимущества групповой формы учебной работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

Как показывает практика, систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ее усваивает. Кроме того, работа в группе способствует развитию речи, возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.

Магафурова Роза Рамазановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14

Категория: Материалы участников семинара | Добавил: Ефремова (15.02.2017)
Просмотров: 87
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz