Четверг, 26.04.2018, 23:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Материалы участников семинара [14]
Материалы участников семинара
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар Современные технологии обучения » Материалы участников семинара

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Мясоедова Наталья Владимировна,

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 14

 

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. Педагогу нужно найти его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я-концепцию, стимулировать "к учению с увлечением", повышать качество образования. Особая роль отводится также и воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. "Школа должна вооружить ученика не только знанием учебных предметов, но и пониманием жизни, системой духовно-нравственных координат". Целью обучения сегодня является "целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно -творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы". Новой школе необходим новый учитель, то есть учитель, способный двигаться в сторону качества. В связи с изменением требований к работе учителя возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями. Они условие реализации компетентностного подхода в общем образовании.

Сегодня я хочу остановиться более подробно на использовании форм и методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Основанная на идеях творческого саморазвития личности (Ж.Руссо, Л.Толст Ж.Пиаже, М.Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), на принципах личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К.Роджер, Э.Гусинский, Е.В.Бондаревская), ТРКМ может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная , проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Разработанная американскими учёными и преподавателями Дж.Стилом, К.Меридитом, Ч.Темплом, она прошла апробацию в школах многих стран и появилась в России в 1997 году благодаря красноярским учёным-разработчикам данной технологии А.Бутенко, Е.Ходосу. Цель технологии заключается в следующем: обеспечить развитие критического мышления через интерактив включение обучаемых в познавательный процесс. Могут использоваться следующие методы: творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Базовая модель этой технологии учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии:

фаза вызова (вызов)

фаза реализации мысли (осмысление)

фаза рефлексии (размышление)

Первая фаза - вызов; активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес теме (определяются цели изучения материала). Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На это стадии используются следующие методические приёмы: "Знаю – хочу узнать -узнал"; продвинутая лекция; "Мозговой штурм" и другие.

Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известными фактами , систематизация отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы, как чтение текста методом ИНСЕРТ( чтение с пометками), "Двойной дневник", составление таблиц , кластера (схемы),"бортового журнала", корзины "тонких" и "толстых" вопросов.

Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу. Используются следующие приёмы: дискуссия, создание синквейна, эссе, мини-сочинений-все это дает возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы. Базовая модель ("Вызов-Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретны: методических приемов, которые дают возможность формировать самостоятельное мышление обучаемых, раскрывать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, повышать познавательное отношение к прочитанному, развивать положительное отношение к заданиям творческого проблемного характера. Сочинение-миниатюрапо пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. омар хайям

ТРКМ направлена на достижение следующих образовательных результатов:

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно). Ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим:

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решений;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; -решать проблемы

- умение сотрудничать и работать в группе. Роль учителя в ТРКМ:

- направляет усилия учеников в определенное русло;

- сталкивает различные суждения;

- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Технология развития критического мышления учащихся использована мною на уроках русского языка в классах разных параллелей.

Думать критически - значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ - исследование текста. Целью данного урока является создание условий для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её и делать вывод. Чтобы вызвать интерес у учащихся к проблеме правильной речи, я предложила учащимся найти высказывание о языке различных авторов. На стадии "вызова", целью которой является активизация работы, задаю вопросы обучающимся : "Что характерно для правильной речи?", "Что нужно избегать в своей речи?", "Что вы еще хотели бы узнать по данной теме.

На "стадии осмысления" учащиеся знакомятся с содержанием текста методом ИНСЕРТ (чтение с пометками): ставят на полях: "?" (непонятно), "+" (согла "-" (вызывает сомнение), "!" (это главное, это удивило..) Для исследования на уроке был выбран текст Д.Лихачёва о культуре речи. В беседе по прочитанному тексту происходит осмысление содержания. Вначале предлагаю учащимся самим задать вопросы по тексту: используя приём "толстых" (требующих размышления) и "тонких" (требующие однословного ответа) вопросов. Учащиеся обсуждают, какие из предложенных или вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора. В применяемой технологии большое внимание уделяется приёмам и методам визуальной организации материала, поэтому на данном этапе урока можно запомнить таблицу, так называемый "Бортовой журнал", в которую записывается дополнительный материал об отношении человека к языку, слову (это было домашним заданием). Данная таблица состоит из двух частей:

  1. " Что мне известно по данной теме" (афоризмы о языке);

  2. "Что нового я узнал из текста? " (эта часть заполняется на уроке). На уроке звучит запись текста И.С.Тургенева "Русский язык", а учитель зачитывает текст Н.Рериха по проблеме урока.

  3. На следующем этапе урока используются опоры-схемы, опорные инструкции. Так учащиеся работают с опорной инструкцией "Определение типа речи". Проанализировав содержание отрывка, учащиеся приходят к выводу, что они познакомились с текстом-рассуждением. Расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности позволяет составить опорную схему (клайстер.) Затем составляется логическая схема текста.

 

Дома учащиеся написали творческую работу по проблеме текста, а также заполним карты деятельности, с помощью которых я анализирую, насколько понравился или не понравился урок, что было понятно или непонятно на уроке. Благодаря рассматриваемой технологии в учебном процессе происходит соединение различных видов интеллектуальной деятельности с искусством общения. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ТРК каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии. Применения приемов и методов визуальной организации материала я считаю уместным не только в старших классах, но и в V - IX классах, когда закладываются основы читательской грамотности, формируется готовность ученика к осмысленном чтению. Определяющим при планированием таких уроков является содержательная сторона текстов. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и решении задач возвращение культуры массового читателя.

Приём «Диаманта»Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например: 1.Город 2.Большой, древний 3.Строится,растет,процветает 4.Известный город, маленькая деревня 5. Возрождается, развивается, кормит 6.Красивая, родная 7.Деревня

Кроссворды – это тоже прием критического мышления. Прием “Письмо по кругу”. Сочинение на определенную тему по одному предложению. Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Прием “Взаимоопрос” направлен на то, что учащемуся легче ответить своему товарищу, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Прием “Сбор ассоциаций”. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы они писали приходящие на ум ассоциации.1 этап – ученики работают индивидуально2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем. Пример. Зима (снег, холод, мороз, Новый год, коньки, снеговик, метель, иней и т. д.) Заповедник (редкие растения и животные, Красная книга, лес, природа)

Написание эссе. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием – “яркое пятно”(ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).

 

Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог.

Например, методом проблемного анализа изучается роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом.

1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?

2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч?

3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?

5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?

6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа?

7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

 

ассоциативный ряд;

опорный конспект;

мозговая атака;

групповая дискуссия;

чтение с остановками и Вопросы Блума;

кластеры;

синквейн;

«Продвинутая лекция» ;

эссе;

ключевые термины;

перепутанные логические цепочки;

медиапроектроекты ;

дидактическая игра;

лингвистические карты;

лингвистическая аллюзия (намек) ;

исследование текста;

работа с тестами;

нетрадиционные формы домашнего задания.

 

Сегодня я хочу остановиться более подробно на использовании форм и методов технологии развития критического мышления на уроках русского языка, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. Она представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Базовая модель этой технологии учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии:

  • фаза вызова (вызов)

  • фаза реализации мысли (осмысление)

  • фаза рефлексии (размышление)

Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известными , осмысление нового материала.

На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы, как чтение текста методом

  • ИНСЕРТ( чтение с пометками),

  • составление таблиц , кластера (схемы)

  • корзины "тонких" и "толстых" вопросов

 

Третья фаза (рефлексия )-размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу.

Используются следующие приёмы:

  • Дискуссия

  • создание синквейна

  • эссе. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

  •  

  • мини-сочинений по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня. омар хайям

 

В принципе это все давно забытое старое: от чего ушли, к тому и пришли все равно. Это и нетрадиционные уроки, которые активизируют мыслительную деятельность. Думать критически - значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии РКМ - исследование текста.

  • определять проблему текста, аргументировать её и делать вывод.

Стараюсь брать интересные тексты с нравственной проблематикой. Это способствует и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, т.к. там тексты предлагаются именно на такие проблемы. Д.С. Лихачев в этом плане идеален для анализа.

Здесь и

  • афоризмы о языке;

  • запись текста И.С.Тургенева "Русский язык"

  • текст Н.Рериха по проблеме урока.

  • используются опоры-схемы, опорные инструкции.

  • расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности позволяет составить опорную схему (клайстер.)

  • синквейн

  • творческая работа по проблеме текста

 

Прием «Чтение с остановками»

Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением;

Обсуждение названия произведения.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

 

Приём «Диаманта» –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например: 1.Город 2.Большой, древний 3.Строится,растет,процветает 4.Известный город, маленькая деревня 5. Возрождается, развивается, кормит 6.Красивая, родная 7.Деревня

Проекты по Коровиной

Кроссворды – это тоже прием критического мышления.

Прием “Письмо по кругу”. Сочинение на определенную тему по одному предложению.

Прием “Взаимоопрос”.

Прием “Сбор ассоциаций” используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.

Творческая мастерская: все работает здесь

ассоциативный ряд при знакомстве с произведением

опорный конспект- сами составляют схему орфограммы

групповая дискуссия;

перепутанные логические цепочки;

нетрадиционные формы домашнего задания ( сайт)


 

Категория: Материалы участников семинара | Добавил: Ефремова (15.02.2017)
Просмотров: 219
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz