Использование кейс-метода на уроках русского языка и литературы
(подготовила учитель МБОУ СОШ №9 Чернова Е.Н., учитель 1 категории)
Кейс – технология - это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо учащимся найти самостоятельно, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения- миниатюры, устного выступления и так далее.
Цели кейс–метода:
- активизация познавательной деятельности;
- повышение мотивации к учебному процессу;
- отработка умений работы с информацией;
- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
- приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме;
- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Структура и содержание кейса:
- предъявление темы урока, проблемы (какой-либо ситуации), задания;
- учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы по этапам.
Этапы урока:
- Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.
- Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления).
- Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени).
- Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.
Например, использование кейс-метода на уроке литературы в 5 классе.
Тема урока: "Черты сходства и различия народной и литературной сказки".
Цель кейса: выявить сходство и различия народной и литературной сказки (на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина).
1. Подготовительный этап.
Вступительное слово учителя. Введение в ситуацию. Описание ситуации кейса Ситуация: Мы изучили русские народные сказки, прочитали авторскую (литературную) сказку А.С.Пушкина. Вскоре вам предстоит написать свою сказку. Что же вы возьмёте в неё из народных, а что из литературных сказок? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику и материалам кейса.
2. Ознакомительный этап. Работа с информацией. Учащиеся самостоятельно знакомятся со статьей «Русская литературная сказка» в учебнике под ред. В.Я.Коровиной для 5 класса (стр. 119). Самостоятельной выделение ключевых тезисов.
3. Основной (аналитический) этап. После знакомства учащихся со статьей начинается их анализ проблемных вопросов, выбор лучшего решения: поиск аргументов в статье «Литературная сказка» или на основе накопленного читательского опыта.
Примерные вопросы: 1.Почему писатели стали обрабатывать народные сказки? Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок? Назовите авторов литературных сказок. В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»? В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.? Какова композиция народной сказки?
Далее учащиеся самостоятельно заполняют правую часть таблицы «Композиция «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». При этом особое внимание обращается на схожесть и отличие народной сказки от литературной.
Работая в группе, учащиеся приходят к выводу - сходство: композиция, элементы сюжета, а различия:
- Наличие авторской позиции.
- Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа.
- Подробное описание предметов.
- Книжная лексика.
- Сочетание фантастического и реального.
- Стихотворная форма.
4. Итоговый этап.
- Представление учащимися результатов анализа (таблиц: композиция сказки, черты литературной сказки), обсуждение сходства и различия народной и литературной сказок. Обобщающее выступление учителя.
- Самооценка учащихся работы смайликами.
- Оценивание учителем учащихся.
Это один из уроков литературы, на котором использовался кейс-метод.
Примеры кейс-заданий
1. При изучении творчества В. Г. Короленко в 5 классе («Дети подземелья»).
- Вспомните и расскажите, как Вася познакомился с Валеком и Марусей.
- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в дружбу?
(диалог Валека и Васи, глава 4)
- Почему Валек не бросился в драку? А почему Вася не начинает драки?
- Что было бы, если б драка все же состоялась? К каким бы последствиям это бы привело? Не забывайте еще и о третьем участнике ситуации – Марусе!
Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом определяется наиболее верная поведенческая модель.
2. При изучении рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
-Можно ли А.И. Солженицына назвать прообразом своего героя-рассказчика? Обоснуйте свой ответ.
Учащийся, работая с текстом-биографией и текстом произведения, должен привести обосновать свое мнение и сделать вывод.
3. При изучении «Повести о разорении Рязани Батыем» (эпизод «Подвиг Евпатия Коловрата»).
- Представьте, что каждый из вас – летописец. Вам удалось пережить страшную трагедию Русской земли, разорение и уничтожение Рязани. Вы, летописец, должны оставить какие-либо важные сведения об этом злодеянии для потомков. Какие важные сведения вы бы оставили, записали, зарисовали?
4. При изучении драмы А.Н. Островского «Бесприданница».
- Определите основную причину развязки событий. Это результат рокового стечения обстоятельств или закономерный финал?
- Предложите свой вариант выхода из подобной ситуации (Лариса – свидетельница того, что ее разыгрывают в орлянку).
5. На уроке сопоставления стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» и стихотворения А. Вознесенского «Е. W.»
- Как вы понимаете эти слова: «Не удался пасьянс»?
-Как бы вы объяснили имена собственные в стихотворении А. Вознесенского?
Напоминаю, что результат решения кейс - заданий может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
|