Приёмы работы с текстом. Рабочие материалы к урокам.
В основе данной методической разработки лежит хорошо известная форма работы - комплексный анализ текста с использованием приёмов технологии продуктивного чтения, разработанной профессором МГПУ Натальей Светловской. Пространство текста позволяет формировать практически все Универсальные Учебные Действия и предметные умения и навыки. В качестве примера предлагаем задания для урока в 5 классе, составленные на основе языкового материала по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница». Форма работы: групповая. Рабочие материалы. Текст. Перо и чернильница ─ Скажи, дедушка,─ как-то спросил Сережа,─ откуда ты сказки берешь? ─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. ─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка? ─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком. Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется. ─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? ─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал. (По Е. Пермяку) 1 этап работы с текстом «До чтения». Учащиеся знакомятся с названием текста «Перо и чернильница». Карточка 1. Составление собственной словарной статьи «По следам В.И. Даля» (работа с интернет-ресурсами). Задание 1 группе. Найдите в интернете рисунки с изображением пера и чернильницы. Составьте краткую словарную статью, сделайте к ней иллюстрации. Запишите 2-3 пословицы, поговорки, в которых встречаются данные слова. Карточка 2. Приём прогнозирования Задание 2 группе. Предположите, о чём может идти речь в тексте с названием «Перо и чернильница»? Обоснуйте свою догадку. Ответ постройте в форме сложноподчинённого предложения - рассуждения: Т (тезис) + А (аргумент): Я думаю (мне кажется, я считаю), что… так как … 2 этап работы с текстом «Во время чтения». Задание классу. Выразительно прочитайте текст, подумайте, соответствует ли заглавие «Перо и чернильница» содержанию текста? Предложите свои варианты заглавия. Аргументируйте свой ответ.
Карточка 3. «Говорим и пишем» Задание 3 группе. Прочитайте текст. 1. Отметьте слова, в произношении которых вы сомневаетесь. Составьте орфоэпический словарик. Задание классу. 1. Отметьте слова, при написании которых можно ошибиться. Составьте орфографический словарик. 2. Выпишите предложения с обращением; с однородными членами предложения, сложные предложения.
Карточка 4. Простые («тонкие») вопросы к тексту. Задание 4 группе. Прочитайте текст. 1. Сформулируйте вопросы по содержанию каждого абзаца. 2. Ответьте на вопросы. Диалог замените предложениями с косвенной речью. 3 этап работы с текстом «После чтения» Карточка 5. Вопрос автору Задание 5 группе. Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы (1-2), на которые нет прямых ответов в тексте.
Карточка 6. Развёрнутый ответ на вопрос Задание классу. Дайте краткий развёрнутый ответ на один из вопросов. 1. Как вы поняли слова дедушки «Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…»?