Пятница, 26.04.2024, 00:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Конкурс "А напоследок я скажу..." [4]
Конкурсные сочинения
Ступени [1]
Советы
Мои статьи [1]
Конкурс "Мой учитель" [41]
Конкурсные сочинения
Фестивали [0]
Семинар Современные технологии обучения [14]
«Современные технологии обучения русскому языку и литературе: достижения, опыт, практика»
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Приёмы работы с текстом. Рабочие материалы к урокам.
В основе данной методической разработки лежит хорошо известная форма работы - комплексный анализ текста с использованием приёмов технологии продуктивного чтения, разработанной профессором МГПУ Натальей Светловской. Пространство текста позволяет формировать практически все Универсальные Учебные Действия и предметные умения и навыки.
В качестве примера предлагаем задания для урока в 5 классе, составленные на основе языкового материала по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница».
Форма работы: групповая.
Рабочие материалы.
Текст.
Перо и чернильница
─ Скажи, дедушка,─ как-то спросил Сережа,─ откуда ты сказки берешь?
─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.
─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал. (По Е. Пермяку)
1 этап работы с текстом «До чтения».
Учащиеся знакомятся с названием текста «Перо и чернильница».
Карточка 1. Составление собственной словарной статьи «По следам В.И. Даля» (работа с интернет-ресурсами).
Задание 1 группе. Найдите в интернете рисунки с изображением пера и чернильницы. Составьте краткую словарную статью, сделайте к ней иллюстрации. Запишите 2-3 пословицы, поговорки, в которых встречаются данные слова.
Карточка 2. Приём прогнозирования
Задание 2 группе. Предположите, о чём может идти речь в тексте с названием «Перо и чернильница»? Обоснуйте свою догадку.
Ответ постройте в форме сложноподчинённого предложения - рассуждения:
Т (тезис) + А (аргумент): Я думаю (мне кажется, я считаю), что… так как …
2 этап работы с текстом «Во время чтения».
Задание классу. Выразительно прочитайте текст, подумайте, соответствует ли заглавие «Перо и чернильница» содержанию текста? Предложите свои варианты заглавия. Аргументируйте свой ответ.

Карточка 3. «Говорим и пишем»
Задание 3 группе. Прочитайте текст.
1. Отметьте слова, в произношении которых вы сомневаетесь. Составьте орфоэпический словарик.
Задание классу.
1. Отметьте слова, при написании которых можно ошибиться. Составьте орфографический словарик.
2. Выпишите предложения с обращением; с однородными членами предложения, сложные предложения.

Карточка 4. Простые («тонкие») вопросы к тексту.
Задание 4 группе. Прочитайте текст.
1. Сформулируйте вопросы по содержанию каждого абзаца.
2. Ответьте на вопросы. Диалог замените предложениями с косвенной речью.
3 этап работы с текстом «После чтения»
Карточка 5. Вопрос автору
Задание 5 группе. Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы (1-2), на которые нет прямых ответов в тексте.

Карточка 6. Развёрнутый ответ на вопрос
Задание классу. Дайте краткий развёрнутый ответ на один из вопросов.
1. Как вы поняли слова дедушки «Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…»?
Категория: Мои статьи | Добавил: nadezhdahohlova89 (07.09.2019) | Автор: Хохлова Н.Ю., Тихомирова Т.Л.
Просмотров: 213
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz