Вторник, 21.11.2017, 13:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. » Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть » Книги
Книги
ЕфремоваДата: Понедельник, 21.12.2015, 14:54 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Статус: Offline
Уважаемые коллеги! Предлагаю обсудить вопросы чтения. Что читаем мы, что читают наши дети. Читать или не читать? Если читать, то как приобщить к чтению? Все, что касается книг, будет здесь предметом обсуждения.
 
schitovaДата: Понедельник, 21.12.2015, 21:13 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Статус: Offline
Когда я выбирала для себя профессию учителя русского языка и литературы, то была искренне убеждена, что художественное слово способно творить чудеса и ученик, глубоко постигший это слово, самореализуется как личность. Тогда, в 90-х, когда я пришла в школу, это постижение было возможным без всяких дополнительных усилий. Всё происходило само собой. Сегодня само собой уже в принципе произойти не может. Почему?
Во-первых, потому что на смену ученику читающему с последовательным мышлением пришёл не читающий ученик с мышлением клиповым. Во-вторых, книга утратила свою ценность, а источником информации стала не библиотека, а Интернет. Современные дети по-другому смотрят на мир: не последовательно и не текстово. А мы, их учителя, выросшие в другую эпоху, как раз наоборот: последовательно и текстово. Можно, конечно, грустно восклицать: «Да, были люди в наше время, //Не то, что нынешнее племя». Но при всём нашем нежелании мириться с этим процессом повернуть его вспять невозможно. Поэтому, на мой взгляд, из списка обязательных книг для чтения следует убрать чрезмерно объёмные, заменив их другими, пусть
даже данного автора. Иначе мы и дальше будем заниматься самообманом, предполагая, что дети в полном объёме читают «Войну и мир» или «Тихий Дон». Так что вместо скорбного: «О времена! О нравы!» - тщательный анализ предложенного списка.         
Кроме того, сегодня особенно остро стоит вопрос о необходимости формирования у учащихся  мотивации к чтению, иначе мы потеряем целое поколение. Здесь, на мой взгляд, работа должна вестись на местах. Каждый учитель литературы в современных условиях просто обязан найти для себя такую технологию, такие приёмы, такую «изюминку», в конце концов, которые помогут привить детям любовь к чтению, развить потребность в желании читать. И это, по моему глубокому убеждению, не обсуждается, ведь достойное художественное произведение учит умению различать добро и зло, отличать зёрна от плевел, умению ставить перед собой цели и достигать их, пониманию, что любая, даже самая великая цель, не стоит слезинки ребёночка, а в конечном итоге учит жить в гармонии с собой и окружающими людьми и становиться Личностью.
 
schitovaДата: Понедельник, 21.12.2015, 21:17 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 69
Статус: Offline
А теперь вновь обращусь к тому, что волнует меня и моих коллег, обычных провинциальных учителей, в преподавании литературы.  Безусловно, может быть, изначально мысль о введении итогового сочинения по литературе как допуск к итоговой аттестации была и благая. Но, как говорится, благими намерениями… Хотели как лучше, а получилось как всегда. Хотели, чтобы дети взяли в руки книгу, а дети стали составлять клише и вооружаться кратким содержанием. Сегодня я обратилась на уроке с таким вопросом к своим одиннадцатиклассникам: «Стали ли вы, ребята, больше читать после введения итогового сочинения?». Благо, у меня класс читающий. И тем не менее они ответили, что больше читать не стали. И тогда я задала другой вопрос: «Вас устраивает сочинение по ЕГЭ (русский язык) и этот дополнительный экзамен по литературе?» Ответы были закономерны: «Нет». Но больше всего меня поразил ответ одной девочки, кстати, кандидатки в медалисты. Столько горечи, боли было в её словах, что я попробую воспроизвести их по памяти дословно: «Необходимость следовать определённому алгоритму (даже в сочинении по литературе!) сковывает, ограничивает мысль. Для того чтобы получить высокий балл, нужно непременно следовать шаблону, а ведь любые собственные идеи, любые индивидуальные мысли требуют своего особенного выражения, и попытка заключить в рамки лишают их уникальности». А я, как эксперт региональной комиссии по проверке работ выпускников по русскому языку и литературе, к сожалению, вынуждена согласиться со словами девочки. Грустно осознавать, но красивая нестандартная работа проигрывает той, которая написана по клише, потому что та, вторая, чётко следует проверяемым критериям, а критерия за креативность нет и не предвидится. Умение мыслить творчески на экзамене оказывается невостребованным, никому не нужным.
И вот читаю я проект «Концепции школьного филологического образования. Русский язык и литература», утверждённый уже на двух высоких инстанциях и предложенный для обсуждения и с грустью размышляю: не должно так быть, концепция не должна спускаться сверху вниз на обсуждение, она должна идти из (по А.Солженицыну) «самой нутряной России» и двигаться вверх.
 
PostovalovaДата: Понедельник, 21.12.2015, 21:50 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
Читающих детей всё меньше. Грустно от того, что сочинение превратилось в штамп: количество слов, тезис, аргументы... Не спорю, так было всегда. Но обязательные требования заставили мыслить шаблонами. Свобода, которая была лет 10 назад, куда-то исчезла, творчество уступило место шаблону. Сочинения стали неинтересными, на одно лицо. Зачем тогда...

Добавлено (21.12.2015, 21:50)
---------------------------------------------
Убеждена, начинать читать надо с того момента, как ребенок научится держать в руках книгу, то есть до года. Да, это трудно, это работа. Но шаг за шагом (ежедневно) ребенок привыкает к книге, она становится привычным явлением. Мама должна потрудиться. Согласитесь, на такой "подвиг" идёт не каждая мама. Родителям проще загрузить ребёнка техническими средствами - занять его. Вот так начинается детство. 
     Я попросила пятиклассников составить список книг, которые они прочитали в осенние месяцы. В лучшем случае ребята назвали книги по программе, в худшем - ничего. Неужели цепочка "мама - начальная школа" порвалась?

 
юлияДата: Вторник, 22.12.2015, 15:12 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 1
Статус: Offline
Дети читают вслед за учителем. Каждый раз стараюсь найти такие строки в произведении, которые смогут "зацепить" учеников, тронуть их душу. На уроках стараемся читать, открыть для себя не писателя, а человека, вникнуть в мысли и чувства писателя-человека. Рассказываю не хрестоматийные биографии писателей, а стараюсь найти интересные факты биографий, дневниковые записи или письма, стараясь заинтересовать учеников сначала человеком, а потом его произведением. Пусть не все, но многие загораются и читают. Каждый урок спрашиваю: что вам понравилось? что показалось непонятным? что тронуло?что не понравилось? Обсуждаем, стараемся понять непонятное, принять отвергнутое.
Недавно мой ученик пришел с учителем английского, чтобы я решила их спор: может ли книга оставить человека равнодушным? Вроде бы ничего странного, но это ученик класса с литерой Г! А значит, работаем не зря, если эти дети спорят с учителем и доказывают, что прочитанная книга НЕ МОЖЕТ оставить равнодушным! И ссылаются на стихотворения А.С. Пушкина, прочитанные несколько уроков назад.
Думаю, что если мы сможем тронуть сердца детей на уроке, то они будут читать. А если не читают, значит, мы не нашли какую-то струнку в их душе, не заинтересовали их книгой. И это наша вина. Мои ученики читают не все, к сожалению, не буду хвалиться. Но когда вижу, как они слущают на уроках, как загораются их глаза,  верю, что они эти книги прочитают. Пусть не сейчас, пусть позже, но когда-нибудь вспомнят и прочтут.
 
ВаляДата: Среда, 23.12.2015, 11:23 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
Конечно, читать! Несомненно, приобщать к чтению своих учеников! Помогать в выборе книг своим детям! Молодое поколение не должно воспитываться на информации из Интернета!
 
Форум » Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. » Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть » Книги
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz