ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать на уроках самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».
ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Цели и этапы учебного процесса и методика их организации. Общеизвестно, что важными образовательными целями учебного процесса являются: знания - понимаемая и воспроизводимая научная информация; умения - применяемые на практике знания; навыки - автоматизированные действия.
Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия (например, на этапе устного счета или чистописания).
Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий - отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.
Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку.
При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до общения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся продуктивна. При проблемном введении материала методы поставки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Методы постановки учебной проблемы.
Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотрим эти методы подробнее.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждения к формулированию учебной проблемы;
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
Прием 1. Тема «Правописание глаголов в форме повелительного наклонения»
Учитель
|
Ученики
|
- Прочитайте предложения
- наклонение и спряжение глагола крикнуть.
- Что вас удивило? Что интересного вы заметили?
- Какой же будет тема урока?
|
Если заблудитесь, крикните погромче.
Если крикнете, обязательно кто-нибудь откликнется.
- Повелительное и изъявительное. 1 спряжение.
- Глагол первого спряжения в повелительном наклонении пишется с буквой и.
- Правописание глаголов в повелительном наклонении.
|
Прием 2. Тема «Буквы Ч и Щ в суффиксе имен существительных»
Учитель
|
Ученики
|
- От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов -чик и -щик.
- Посмотрим как группы справились с работой. Прочитайте, какое слово образовано от слов «груз», «буфет», «заказ», «доклад», «совет».
- Итак, что получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили?
-Почему так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема нашего урока?
|
- Групповая работа. Выполнив работу, группы вывешивают свой лист на доску.
- грузчик и грущик
- заказчик и закащик
- буфетчик и буфетщик
- докладчик и докладщик
- советчик и советщик.
- По-разному!
- Правописание суффиксов –чик и –щик.
|
Прием 3. Тема «Имя существительное в роли определения»
Учитель
|
Ученики
|
- Прочитайте предложение, подчеркните члены предложения.
- Проверим. Так ли вы разобрали предложение? (Открыть разобранное предложение)
- А какой частью речи является слово «выставка»?
- И какая будет тема урока?
|
Работа в парах.
Мы посетили выставку картин.
- Нет, слово выставку мы подчеркнули как дополнение, а у вас определение.
- Существительное.
- Существительное в роли определения.
|
Прием 4. Тема «Переходные и непереходные глаголы»
Учитель
|
Ученики
|
- Составьте словосочетание с глаголом «видеть» и существительным в винительном падеже.
- Чем является в предложении существительное в винительном падеже при глаголе?
- Составьте словосочетание с глаголом «видеться» и существительным в винительном падеже.
- Выполнили задание?
- Почему? В чем затруднение?
- Какой возникает вопрос?
|
- Видеть землю, видел фильм, видел радугу и др.
- Дополнением.
- Испытывают затруднение.
-Нет.
- Не можем придумать словосочетание с глаголом «видеться».
-Почему не все глаголы имеют дополнение в винительном падеже?
|
Прием 5. Тема «Разносклоняемые существительные»
Учитель
|
Ученики
|
- Определите склонение существительных.
- Определите склонение существительных.
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?
- Значит, какой вопрос возникает?
|
- Атлет, витрина, гитара, горизонт, причина, печь, степь, выражение, независимость.
- Время, имя, пламя.
- Нет, не смогли.
- Существительные среднего рода, а окончания у них –я.
- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –я.
|
Прием 6. Тема «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож- »
Учитель
|
Ученики
|
-Сейчас я продиктую
словосочетания. Вы должны
их записать и объяснить
орфограммы.
-Проверим написание
последнего глагола по
словарю.
-Исправим ошибку. Итак,
какое задание мы выполняли?
-Каким вы пользовались
правилом?
-Применимо ли это правило в
последнем случае?
- Чем же мы будем сегодня
заниматься?
|
Ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные ударением: Распевать песни - петь Сбежать с горы — бег Предлогать дружбу - предлог
-Здесь написано «предлагать».
В корне гласная а.
-Мы писали безударные гласные в
корне слова.
-Проверки безударных гласных
ударением.
- Нет, правило не сработало.
- Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова. Изучать новое правило о
|
Подводящий к теме диалог
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).
Приведем пример подводящего к теме диалога.
Тема «Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени »
Учитель
|
Ученики
|
- Запишите слова. Определите часть речи и морфологические признаки.
- Выделите суффиксы.
- Найдите в словах безударные гласные.
- В какой морфеме находятся эти орфограммы?
- Над какой темой будем работать?
|
- Слышал, клеил, сеял, видел. Это глаголы прошедшего времени.
-Учащиеся выполняют задание.
--Учащиеся выполняют задание.
- В суффиксе.
- Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Приведем примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.
Тема «Буквы е-и в корнях с чередованием »
Учитель: Послушайте начало грамматического рассказа о Незнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели.
Поручили Незнайке как-то написать плакат.
Начал он было писать - «соб...», да задумался. Думал он до ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.
- Скажите, пожалуйста, как написать: собирайте или соберайте?
- Сейчас вам ответит Суффикс-консультант...
- А что ответил Суффикс-консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.
- Догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О корнях с чередованием гласных.)
Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы мотивирующим приемом незначителен.
Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.
|