Пятница, 29.03.2024, 07:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Материалы участников семинара [14]
Материалы участников семинара
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар Современные технологии обучения » Материалы участников семинара

Проблемно – диалогическое обучение на уроках русского языка. Методы и приемы проблемного диалога. Часть 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

На основе многолетних отечественных исследований в двух само­стоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разрабо­тана технология проблемно-диалогического обучения, которая позво­ляет организовать на уроках самостоятельное «открытие» учащимися новых знаний. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

 

 

ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Цели и этапы учебного процесса и методика их организации. Обще­известно, что важными образовательными целями учебного процесса являются: знания - понимаемая и воспроизводимая научная информа­ция; умения - применяемые на практике знания; навыки - автомати­зированные действия.

Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: вве­дением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия (например, на этапе устного счета или чистописания).

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий - отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющегося в учебниках и дополнительных источниках набора и не представляет для учителя трудности.

Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку.

При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до общения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся продуктивна. При проблемном введении материала методы поста­вки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Методы постановки учебной проблемы.

Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотрим эти методы подробнее.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Рассмотрим эти действия.

Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации пред­ставляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школь­ников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. По­скольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой.

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. При по­буждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершен­но ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недо­пустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «непра­вильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с гово­рим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто еще хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Прием 1. Тема «Правописание глаголов в форме повелительного наклонения»

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложения

 

  • наклонение и спряжение глагола крикнуть.

 

- Что вас удивило? Что интересного вы заметили?

- Какой же будет тема урока?

Если заблудитесь, крикните погромче.

Если крикнете, обязательно кто-нибудь откликнется.

- Повелительное и изъявительное. 1 спряжение.

- Глагол первого спряжения в повелительном наклонении пишется с буквой и.

 

- Правописание глаголов в повелительном наклонении.

 

Прием 2. Тема «Буквы Ч и Щ в суффиксе имен существительных»

Учитель

Ученики

- От данных слов образуйте существительные с помощью суффиксов -чик и -щик.

- Посмотрим как группы справились с работой. Прочитайте, какое слово образовано от слов «груз», «буфет», «заказ», «доклад», «совет».

 

- Итак, что получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили?

-Почему так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема нашего урока?

- Групповая работа. Выполнив работу, группы вывешивают свой лист на доску.

- грузчик и грущик

- заказчик и закащик

- буфетчик и буфетщик

- докладчик и докладщик

- советчик и советщик.

- По-разному!

- Правописание суффиксов –чик и –щик.

 

 

Прием 3. Тема «Имя существительное в роли определения»

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложение, подчеркните члены предложения.

- Проверим. Так ли вы разобрали предложение? (Открыть разобранное предложение)

- А какой частью речи является слово «выставка»?

- И какая будет тема урока?

Работа в парах.

Мы посетили выставку картин.

- Нет, слово выставку мы подчеркнули как дополнение, а у вас определение.

- Существительное.

- Существительное в роли определения.

 

 

Прием 4. Тема «Переходные и непереходные глаголы»

Учитель

Ученики

- Составьте словосочетание с глаголом «видеть» и существительным в винительном падеже.

- Чем является в предложении существительное в винительном падеже при глаголе?

- Составьте словосочетание с глаголом «видеться» и существительным в винительном падеже.

- Выполнили задание?

- Почему? В чем затруднение?

 

- Какой возникает вопрос?

 

- Видеть землю, видел фильм, видел радугу и др.

 

- Дополнением.

 

- Испытывают затруднение.

 

-Нет.

- Не можем придумать словосочетание с глаголом «видеться».

 

-Почему не все глаголы имеют дополнение в винительном падеже?

 

Прием 5. Тема «Разносклоняемые существительные»

Учитель

Ученики

- Определите склонение существительных.

 

- Определите склонение существительных.

 

- Вы смогли выполнить задание?

 

- В чем затруднение?

 

- Значит, какой вопрос возникает?

 

 

 

- Атлет, витрина, гитара, горизонт, причина, печь, степь, выражение, независимость.

 

- Время, имя, пламя.

 

- Нет, не смогли.

 

- Существительные среднего рода, а окончания у них –я.

- К какому склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –я.

 

Прием 6. Тема «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож- »

Учитель

Ученики

-Сейчас я продиктую
словосочетания. Вы должны
их записать и объяснить
орфограммы.

 

-Проверим написание
последнего глагола по
словарю.

-Исправим ошибку. Итак,
какое задание мы выполняли?

-Каким вы пользовались
правилом?

-Применимо ли это правило в
последнем случае?

- Чем же мы будем сегодня
заниматься?

Ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные ударением: Распевать песни - петь Сбежать с горы — бег Предлогать дружбу - предлог

 

-Здесь написано «предлагать».

В корне гласная а.

 

-Мы писали безударные гласные в
корне слова.

-Проверки безударных гласных
ударением.

- Нет, правило не сработало.

  • Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова. Изучать новое правило о
     

 

 

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыду­щий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к фор­мулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобще­ние). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сфор­мулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно по­явление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).

Приведем пример подводящего к теме диалога.

Тема «Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени »

Учитель

Ученики

- Запишите слова. Определите часть речи и морфологические признаки.

- Выделите суффиксы.

- Найдите в словах безударные гласные.

- В какой морфеме находятся эти орфограммы?

- Над какой темой будем работать?

- Слышал, клеил, сеял, видел. Это глаголы прошедшего времени.

-Учащиеся выполняют задание.

--Учащиеся выполняют задание.

- В суффиксе.

- Гласные буквы перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он сос­тоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интри­гующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть ис­пользованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литера­туры, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Приведем примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.

Тема «Буквы е-и в корнях с чередованием »

Учитель: Послушайте начало грамматического рассказа о Незнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели.

Поручили Незнайке как-то написать плакат.

Начал он было писать - «соб...», да задумался. Думал он до ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

  • Скажите, пожалуйста, как написать: собирайте или соберайте?
  • Сейчас вам ответит Суффикс-консультант...

 

  • А что ответил Суффикс-консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.
  • Догадались, о чем пойдет речь на уроке? (О корнях с чередованием гласных.)

 

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.

 

 

Категория: Материалы участников семинара | Добавил: Ефремова (15.02.2017)
Просмотров: 664
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz