Вторник, 21.11.2017, 13:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

Меню сайта
Категории раздела
Материалы участников семинара [14]
Материалы участников семинара
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинар Современные технологии обучения » Материалы участников семинара

Метод голографических проекций

Метод голографических проекций

Тютюнникова Т.А. МБОУ СОШ 12

Современный обучающийся живёт в обширном информационном поле; богатство его жизненных связей, личный опыт зачастую не связаны, а иногда находятся в противоречии с образовательным процессом. Рассматривая эти противоречия, Г.И. Щукина обнаружила, что наиболее видным, часто встречающимся противоречием познания учащихся является противоречие между личным опытом учащихся и научными знаниями, приобретаемыми в школе.

Наиболее полно роль жизненного опыта личности в образовательном процессе отражена в теории витагенного обучения А.С. Белкиным. Витагенное обучение – это направление в дидактике, построенное на актуализации информации, отражающей витагенный жизненный опыт личности с последующим использованием его в образовательных целях. Ценность такого обучения состоит в том, что оно может быть применимо как в традиционном образовании, так и в инновационных моделях обучения.

В ряде исследований последних лет (Е.Н. Темниковой, В.А.Кривенко) сделан вывод о том, что учёт жизненного опыта учащихся может служить целенаправленному руководству процессом формирования научных понятий, способствовать преодолению и корректировке имеющихся неверных представлений и житейских понятий, совершенствованию методов интеллектуальной деятельности учащихся.

Метод голографических проекций обеспечивает реализацию витагенного обучения. Витагенное обучение — реальный путь к истинному сотрудничеству учителей и учащихся, воспитывающих и воспитуемых; реальный путь слияния образования и самообразования, превращения субъект-объектных отношений в субъект-субъектные.

Механизмы педагогической практики:

1. Голографический — многомерный. Голографический подход в педагогике — объемное овладение знаниями. Голографический метод проекции в обучении рассматривается как процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами:

  • Витагенная проекция — это витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.

Вектор: ученик > знание > учитель.

  • Стереопроекция — информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся.

Вектор: учитель > знание > ученик.

  • Голографическая проекция — информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки, произведения искусства и др.

2. Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность определить интеллектуальный потенциал отдельных учащихся, учебной группы и классного коллектива, создать психологическую установку на получение новой информации, использовать полученную информацию для создания проблемной ситуации.

3. Развитие рефлексии (социально-личностная компетенция). Обучающийся способен эффективно развиваться, только обращаясь к своему внутреннему миру, своему опыту мышления, деятельности, переживаниям. Ему предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал.

3. Использование в урочной и внеурочной деятельности приёмов витагенной технологии:

а) Прием витагенных аналогий (исследовательская компетенция). Формула этого приема: «В жизни нет ничего такого, чего бы ещё не было». Суть приема заключается в том, чтобы очеловечить объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, используя опыт обучающихся в плане проекций на жизнь: что я подобное видел, слышал, знаю. Он необходим в тех случаях, когда важно показать значимость жизненной информированности: «Ассоциативный конспект» - нарисовать предмет, который символизирует этап жизни поэта, героя, ученного и прокомментировать свой выбор. Например: борода и лапти (Л.Н.Толстой), чёлка и шаль (А.А.Ахматова); «Живые рисунки» - инсценировка с помощью пантомимы, цитат подобранных к литературным героям, а также заданий ассоциативного мышления.

б) Прием витагенного вдохновения (личностно-адаптивная компетенция). Развитие эмоционально-чувственной сферы. На занятии учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации. Это может быть ситуация научного поиска при организации проблемного обучения, а может быть задание, совмещающее приобретение знаний о каком-либо объекте и о себе самом; развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира. Подобная деятельность предполагает использование изобразительного движения, музыки, драматизации: «Цветик - семицветик» - прием-игра: на лепестках написано задание, которое необходимо решить, то есть объединить знания и свой жизненный опыт. Например: объясните, почему детство Н.Некрасова нельзя назвать спокойным. «Телепередача» - изучение произведения проходит в виде популярных телевизионных программ. Например: М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» в виде ток- шоу «Пусть говорят…», учащиеся выступают в роли градоначальников.

в) Творческого моделирования идеальных образовательных объектов (коммуникативная компетенция) - возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта: «Суд» - ролевая игра проходит в порядке ведения судебного заседания: адвокат, прокурор, присяжные…(каждый выбирает близкий ему образ). Например: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (суд над Раскольниковым), «Отгадай, кто я» - индивидуальная работа, где учащийся выступает от имени героя или известной особы, не называя её, но описывая (презентация персонажа через собственный жизненный опыт).

Рекомендации по использованию в педагогической практике:

1. Чем разнообразнее опыт молодого поколения, тем больше возможности у педагога использовать этот опыт в обучении.

2. Отказаться от деления обучающихся на “сильных” и “слабых”, перейти от формулы “я тебя учу, как хочу” к алгоритму “мне интересно, что ты думаешь”.

3. Убедить учащихся в том, что не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать.

4. Понимать, что каждый обучающийся имеет право на собственную образовательную траекторию для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества.

5. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать, конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни».

6. «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим для жизни». В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию.

Список литературы:

1. Белкин, А.С. Вербицкая, Н.О. Витагенное образование как научно-педагогическая категория [Текст] // Образование и наука.-2001г.-№3-С.18-28

2. Белкин, А.С. Жукова, Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход [Текст] // А.С.Белкин, Н.К.Жукова. - Екатеринбург,2001.-156с.

3. Кривенко, В.А. Технология витагенного обучения [Текст] // Педагогические технологии.- 2003г.-№4.-С.40-52.

Категория: Материалы участников семинара | Добавил: Ефремова (04.04.2017)
Просмотров: 47
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz