Моя педагогическая философия Плех М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5
Рассуждения о своей педагогической философии я начну с
притчи, которая и выражает смысл работы учителя.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача.
Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы
узнаете об этом.
На следующий
день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром
ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе
отправились в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до
живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и
солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи
мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось
пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой,
уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в
поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не
участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики
решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник,
который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики
радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю,
принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд,
стоявший у его ног, — он был практически полон.
- Но почему
ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
- Я выполнял
свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая
заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду
знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится
источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал
вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться
об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости
влиять на ваши планы…
— Значит,
главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать
правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, —
сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и
доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает
мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…
Для себя я тоже ставлю эти две задачи: воспитать в
ученике человечность и доброту через уроки литературы, русского языка,
внеурочную деятельность и главное своим собственным примером. Я стремлюсь не просто вложить в головы детей премудрости наук, но научить их учиться – впитывать знания с
охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни. А ведь открывая ребенку
мир, учитель учит его жить в этом мире. Век компьютеризации и новых технологий способствует
развитию интеллекта школьников, но не воспитывает его
душу. Украинский философ Сковорода заметил: «Душа – это то, что делает траву
травой, деревья – деревьями, а человека – человеком. Без нее трава – сено,
деревья – просто дрова, а человек – труп». Я
стремлюсь научить своих ребят простым истинам: что есть красота, добро,
нравственность. Мысленно проникая сквозь пространство и время, прихожу к
выводу, что учитель – это вечный ученик. Вопросы нравственности, борьбы добра
со злом вечны.
Мою педагогическую философию высказал Л.Н.
Толстой: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие
знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим
счастьем!»
|