Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент
образования Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Рассмотрено
на заседании методического
совета
Протокол №6
от « 28 мая » 2021 года
Руководитель методического совета:
____________
|
Согласовано
Заместитель
директора
по
УВР_________________
от «__» августа
2020 года
|
Утверждено
Директор МБОУ СОШ
№9 _____________________
Приказ от «31» августа
2020
№ 305
|
Рабочая программа
внеурочной
деятельности
Кружок «За страницами учебника русского языка»
Общеинтеллектуальное
направление
для 6
классов
1 час в
неделю (всего 35 часов)
Составитель:
Учитель русского
языка и литературы
высшей квалификационной категории:
Радюкова Елена Викторовна
2021- 2022 учебный
год
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной
деятельности «За страницами учебника русского языка» составлена на
основе ФГОС ООО примерной основной образовательной программы основного общего
образования по русскому языку: одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля
2015 г. № 1/15). - 2015.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по русскому языку. 5-6 классы. К тайнам слова. ФГОС. – М.: ВАКО, 2015.
Базовым учебником для представленного курса является учебник: Русский
язык. 6, 7, 8 классы: учебник для общеобразоват. организаций: В 2-х частях /
Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. – 8 изд. – М.:
Просвещение, 2018.
Арсирий
А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом: занимательные материалы по
русскому языку: Кн. для учащихся /А.Т. Арсирий. – М: Дрофа, 2004.
Результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Предполагаемые
результаты реализации программы
- Результаты
первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни);
- Результаты
второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым
общественным ценностям и к социальной реальности в целом);
- Результаты
третьего уровня (приобретение обучающимися опыта самостоятельного
социального действия).
Планируемые
результаты обучающихся
Личностные результаты.
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции
других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту
и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству,
его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к
письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и
написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему
и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с
учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с
целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию
из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку
зрения;
- слушать и слышать других, пытаться
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты.
В результате прохождения программного материала
обучающиеся должны знать/понимать:
• основные понятия, необходимые для создания текста
и его анализа;
• определение терминов, встречающихся в формулировке
задания в критериях оценивания;
• виды текста;
• определение понятий «вступление» и «заключение»;
• что такое проблема текста, комментарий, позиция
автора;
Обучающиеся должны уметь:
• указывать средства связи между частями текста;
• определить тему и основную мысль текста;
• определить тип и стиль речи;
• использовать знания о тексте и
изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
• понимать и интерпретировать содержание исходного
текста;
• анализировать форму исходного текста;
• находить характерные для исходного текста
языковые средства;
• создавать связное высказывание;
• излагать последовательно собственные мысли;
• использовать в собственной речи разнообразие
грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
• оформлять речь в соответствии с орфографическими,
грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
№
п/п
|
Содержание
курса
|
Формы организации
и виды деятельности учащихся
|
|
1
|
Вводное занятие. «Слово о нас» 1 ч.
|
Усвоение нового
материала.
|
|
I.
Путь к слову 13ч.
|
|
1-2
|
Слово о слове
|
Усвоение нового материала. Работа с орфоэпическим словарём.
|
|
3
|
Слово о словарях
|
Обобщение и систематизация знаний. Анализ
проблемных ситуаций.
|
|
4
|
К истокам слова
|
Практикум. Систематизация учебного материала.
|
|
5
|
Культура слова
|
Построение текстов
|
|
6-7
|
Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова
|
Усвоение нового материала. Работа с орфоэпическим словарём.
|
|
8
|
Слова-омонимы и многозначные слова
|
Обобщение и систематизация знаний. Анализ
проблемных ситуаций.
|
|
9
|
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы
|
Практикум. Систематизация учебного материала.
|
|
10-11
|
Слово во фразеологических оборотах
|
Работа с деформированными текстами.
Лингвистическое лото.
|
|
12-13
|
Роль слова в тексте
1)Слово в устном народном творчестве
2)Слово в названиях произведений
классической и современной литературы
3)Слово в текстах художественной литературы
|
Построение текстов. Самостоятельная работа.
|
|
II.
От слова к тексту 7ч
|
|
1-2
|
В глубь текста
|
Усвоение нового материала. Решение
познавательных задач (проблем).
|
|
3
|
Типология текстов
|
Лингвистические игры. Отбор и сравнение
материала по нескольким источникам.
|
|
4-5
|
Стили текста. Основные черты
|
Работа с некоторыми школьными правилами,
создание новых формулировок правил.
|
|
6
|
Языковые особенности разных стилей речи
|
Усвоение нового материала. Анализ
проблемных ситуаций.
|
|
7
|
Жанр текста
1)Жанры художественного и публицистического
стиля
2)Жанры официально-делового и научного стиля
|
Практикум. Отбор
и сравнение материала по нескольким источникам.
|
|
III. От готового текста – к собственному тексту
14ч
|
|
Построение текстов. Самостоятельная работа.
|
1-2
|
Модель создания речевого высказывания
|
Рассказ об этимологии – разделе языкознания.
Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.
|
|
3
|
Творческое изложение
|
Практикум. Выполнение работ практикума.
|
|
4
|
Обучение написанию сочинения-миниатюры
|
Ролевая игра. Составление словаря
вежливых слов
|
|
5
|
Сочинение-анализ поэтического текста
|
Обобщение и систематизация знаний. Отбор и
сравнение материала по нескольким источникам.
|
|
6
|
Сочинение-анализ эпизода
|
Лингвистические игры. «Применение слов».
|
|
7-12
|
Нетрадиционные жанры сочинений.
1)Письмо
2)Дневниковые записи
3)Отзыв
|
Построение текстов. Самостоятельная работа.
|
|
13
|
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»
|
Творческое задание.
|
|
14
|
Промежуточная аттестация.
|
Выпуск стенгазеты.
|
|
Тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование
разделов
|
Всего часов
|
Реализация
воспитательного потенциала
|
1
|
Вводное занятие. «Слово о нас»
|
1 1 ч.
|
Воспитание эстетического отношения к слову.
Воспитание компетентного читателя.
|
2.
|
I. Путь к слову
|
1 13 ч.
|
Воспитание интереса к языкознанию, ценностного
отношения к слову. Воспитание чувства прекрасного, любви к русскому языку.
|
3
|
II. От
слова к тексту
|
7 7 ч.
|
Воспитание увлеченности, познавательного интереса,
активности.
|
4
|
III. От готового текста – к собственному тексту
|
8 14 ч.
|
Воспитание чувства слова, формирование через
литературные образцы нравственных понятий, осознание себя частью целого на
земле.
|
Ч.
|
Итого:
|
3 35 ч.
|
|
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
|
Дата проведения урока
|
Тема урока
|
Элементы содержания
|
Кол-во часов
|
|
|
По плану
|
По факту
|
|
1
|
|
|
Вводное занятие. «Слово о нас» 1 ч.
|
Словарный запас. Лексикон.
|
1
|
|
I. Путь к слову 13ч.
|
|
1-2
|
|
|
Слово о слове
|
Словарное богатство русского языка,
лексическое значение слова.
|
2
|
|
3
|
|
|
Слово о словарях
|
Орфоэпический словарь, его основные свойства
и функции. Нормы русского литературного произношения
|
1
|
|
4
|
|
|
К истокам слова
|
Как научиться находить необходимую
информацию в словарях различных типов?
|
1
|
|
5
|
|
|
Культура слова
|
Орфоэпический словарь, его основные свойства
и функции. Нормы русского литературного произношения .
|
1
|
|
6-7
|
|
|
Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова
|
Живая народная речь,
литературный язык, анализ литературных образцов.
|
2
|
|
8
|
|
|
Слова-омонимы и многозначные слова
|
Однозначные и многозначные
слова. Понятие «метафора». Прямое и переносное значения слова; омонимы.
|
1
|
|
9
|
|
|
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы
|
Однозначные и многозначные
слова. Понятие «метафора». Прямое и переносное значения слова; омонимы.
|
1
|
|
10-11
|
|
|
Слово во фразеологических оборотах
|
Фразеология, фразеологизмы,
свободные сочетания слов, синонимы-фразеологизмы, «крылатые выражения»
|
2
|
|
12-13
|
|
|
Роль слова в тексте
1)Слово в устном народном творчестве
2)Слово в названиях произведений классической
и современной литературы
3)Слово в текстах художественной литературы
|
Живая народная речь,
литературный язык, анализ литературных образцов.
Формирование знания о
взаимосвязи слова с культурой и истории России.
|
2
|
|
II. От слова к тексту 7ч
|
|
1-2
|
|
|
В глубь текста
|
Литературная речь. Риторика,
риторические жанры приветственное, поздравительное слово (послания).
|
2
|
|
3
|
|
|
Типология текстов
|
Особенности научно-популярной
книги: термины, научный стиль изложения, фразеологизмы, развернутый план
отзыва
|
1
|
|
4-5
|
|
|
Стили текста. Основные черты
|
Речевая ситуация. Стили речи:
разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный.
|
2
|
|
6
|
|
|
Языковые особенности разных стилей речи
|
Языковые особенности, ведущие
стилевые черты, специфические формы.
|
1
|
|
7
|
|
|
Жанр текста
1)Жанры художественного и публицистического
стиля
2)Жанры официально-делового и научного стиля
|
Речевая ситуация. Стили речи:
разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный.
|
1
|
|
III. От готового текста – к собственному тексту 14ч
|
|
1-2
|
|
|
Модель создания речевого высказывания
|
Особенности публицистики как
жанра, признаки публицистического стиля.
|
2
|
|
3
|
|
|
Творческое изложение
|
Композиция текста.
|
1
|
|
4
|
|
|
Обучение написанию сочинения-миниатюры
|
Композиция текста.
|
1
|
|
5
|
|
|
Сочинение-анализ поэтического текста
|
Суть книги, мастерство
иллюстратора, полиграфическое исполнение.
|
1
|
|
6
|
|
|
Сочинение-анализ эпизода
|
Композиция текста, смысловая
связь частей текста
|
1
|
|
7-12
|
|
|
Нетрадиционные жанры сочинений.
1)Письмо
2)Дневниковые записи
3)Отзыв
|
Композиция текста, смысловая
связь частей текста. Средства художественной выразительности. Эссе, впечатление, ассоциации, раздумья, свободная
композиция.
|
6
|
|
13
|
|
|
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»
|
Творческое задание.
|
1
|
|
14
|
|
|
Промежуточная аттестация.
|
Выпуск стенгазеты.
|
1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.