Инфоурок Другое Рабочие программыРабочая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника русского языка»

Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника русского языка»

Скачать материал

 

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

 

 

Рассмотрено

 на заседании  методического

совета

Протокол №6

от « 28 мая » 2021 года

Руководитель методического совета: ____________

Согласовано

Заместитель директора

по УВР_________________

от «__»  августа   2020 года

 

Утверждено

Директор МБОУ СОШ №9 _____________________

Приказ от «31» августа 2020

№ 305

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

Кружок «За страницами учебника русского языка»

Общеинтеллектуальное направление

для 6 классов

1 час в неделю (всего 35 часов)

                                                             Составитель:                                                                              Учитель русского языка и литературы

                                                                                          высшей квалификационной  категории:

 

                                                                                                             Радюкова Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      2021- 2022  учебный год


 

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника русского языка» составлена на основе ФГОС ООО примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). - 2015.

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы. К тайнам слова. ФГОС. – М.: ВАКО, 2015.

Базовым учебником для представленного курса является учебник: Русский язык. 6, 7, 8 классы: учебник для общеобразоват. организаций: В 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская и др. – 8 изд. – М.: Просвещение, 2018.

 

Арсирий А.Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом: занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся /А.Т. Арсирий. – М: Дрофа, 2004.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);
  3. Результаты третьего уровня (приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия).

Планируемые результаты обучающихся

Личностные результаты.

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать/понимать:

•   основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

•   определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

•   виды текста;

•   определение понятий «вступление» и «заключение»;

•   что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

     Обучающиеся должны уметь:

•   указывать средства связи между частями текста;

•   определить тему и основную мысль текста;

•   определить тип и стиль речи;

•   использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;

•   понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

•   анализировать форму исходного текста;

•   находить характерные для исходного текста языковые средства;

•   создавать связное высказывание;

•   излагать последовательно собственные мысли;

•   использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

•   оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

                                                       2. Содержание курса внеурочной деятельности

 

 п/п

Содержание курса

Формы  организации и виды деятельности учащихся

 

1

Вводное занятие. «Слово о нас» 1 ч.

Усвоение нового материала.

 

    I. Путь к слову 13ч.

 

1-2

Слово о слове

 Усвоение нового материала. Работа с орфоэпическим словарём.

 

3

Слово о словарях

Обобщение и систематизация знаний. Анализ проблемных ситуаций.

 

4

К истокам слова

Практикум. Систематизация учебного материала.

 

5

Культура слова

Построение текстов

 

6-7

Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова

 Усвоение нового материала. Работа с орфоэпическим словарём.

 

8

Слова-омонимы и многозначные слова

Обобщение и систематизация знаний. Анализ проблемных ситуаций.

 

9

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы

Практикум. Систематизация учебного материала.

 

10-11

Слово во фразеологических оборотах

Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

 

12-13

Роль слова в тексте

1)Слово в устном народном творчестве

2)Слово в названиях произведений классической и современной литературы

3)Слово в текстах художественной литературы

Построение текстов. Самостоятельная работа.

 

                                                               II. От слова к тексту 7ч

 

1-2

В глубь текста

 Усвоение нового материала. Решение познавательных задач (проблем).

 

3

Типология текстов

Лингвистические игры. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

 

4-5

Стили текста. Основные черты

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.

 

6

Языковые особенности разных стилей речи

 Усвоение нового материала. Анализ проблемных ситуаций.

 

7

Жанр текста

1)Жанры художественного и публицистического стиля

2)Жанры официально-делового и научного стиля

Практикум. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

 

III. От готового текста – к собственному тексту 14ч

 

 Построение текстов. Самостоятельная работа.

1-2

Модель создания речевого высказывания

Рассказ об этимологии – разделе языкознания. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

 

3

Творческое изложение

Практикум. Выполнение работ практикума.

 

4

Обучение написанию сочинения-миниатюры

 Ролевая игра.           Составление словаря вежливых слов

 

5

Сочинение-анализ поэтического текста

Обобщение и систематизация знаний. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

 

6

Сочинение-анализ эпизода

Лингвистические игры. «Применение слов».

 

7-12

Нетрадиционные жанры сочинений.

1)Письмо

2)Дневниковые записи

3)Отзыв

 

Построение текстов. Самостоятельная работа.

 

13

Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»

Творческое задание.

 

14

Промежуточная аттестация.

Выпуск стенгазеты.

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 п/п

Наименование

разделов

Всего часов

Реализация воспитательного потенциала

1

Вводное занятие. «Слово о нас»

1   1 ч.

Воспитание эстетического отношения к слову. Воспитание компетентного читателя.

2.

I. Путь к слову

1   13 ч.

Воспитание интереса к языкознанию, ценностного отношения к слову. Воспитание чувства прекрасного, любви к русскому языку.

3

II. От слова к тексту

7   7 ч.

Воспитание увлеченности, познавательного интереса, активности.

4

III. От готового текста – к собственному тексту

8   14 ч.

Воспитание чувства слова, формирование через литературные образцы нравственных понятий, осознание себя частью целого на земле.

Ч.

Итого:

3   35 ч.

 

 

 

                

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Дата проведения урока

Тема урока

 

Элементы содержания

 

Кол-во часов

 

По плану

По факту

1

 

 

Вводное занятие. «Слово о нас» 1 ч.

Словарный запас. Лексикон.

1

                                                I. Путь к слову 13ч.

1-2

 

 

Слово о слове

Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова.

2

3

 

 

Слово о словарях

Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции. Нормы русского литературного произношения

1

4

 

 

К истокам слова

Как научиться находить необходимую информацию в словарях различных типов?

1

5

 

 

Культура слова

Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции. Нормы русского литературного произношения .

1

6-7

 

 

Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова

Живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.

2

8

 

 

Слова-омонимы и многозначные слова

Однозначные и многозначные слова. Понятие «метафора». Прямое и переносное значения слова; омонимы.

1

9

 

 

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы

Однозначные и многозначные слова. Понятие «метафора». Прямое и переносное значения слова; омонимы.

1

10-11

 

 

Слово во фразеологических оборотах

Фразеология, фразеологизмы, свободные сочетания слов, синонимы-фразеологизмы, «крылатые выражения»

2

12-13

 

 

Роль слова в тексте

1)Слово в устном народном творчестве

2)Слово в названиях произведений классической и современной литературы

3)Слово в текстах художественной литературы

Живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.

Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и истории России.

2

                                            II. От слова к тексту 7ч

1-2

 

 

В глубь текста

Литературная речь. Риторика, риторические жанры приветственное, поздравительное слово (послания).

2

3

 

 

Типология текстов

Особенности научно-популярной книги: термины, научный стиль  изложения, фразеологизмы, развернутый план отзыва

1

4-5

 

 

Стили текста. Основные черты

Речевая ситуация. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный.

2

6

 

 

Языковые особенности разных стилей речи

Языковые особенности, ведущие стилевые черты, специфические формы.

1

7

 

 

Жанр текста

1)Жанры художественного и публицистического стиля

2)Жанры официально-делового и научного стиля

Речевая ситуация. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный.

1

                             III. От готового текста – к собственному тексту 14ч

1-2

 

 

Модель создания речевого высказывания

Особенности публицистики как жанра, признаки публицистического стиля.

2

3

 

 

Творческое изложение

Композиция  текста.

1

4

 

 

Обучение написанию сочинения-миниатюры

Композиция  текста.

1

5

 

 

Сочинение-анализ поэтического текста

Суть книги, мастерство иллюстратора, полиграфическое исполнение.

1

6

 

 

Сочинение-анализ эпизода

Композиция текста, смысловая

связь частей текста

1

7-12

 

 

Нетрадиционные жанры сочинений.

1)Письмо

2)Дневниковые записи

3)Отзыв

 

Композиция текста, смысловая

связь частей текста.  Средства художественной выразительности. Эссе, впечатление, ассоциации, раздумья, свободная композиция.

6

13

 

 

Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»

Творческое задание.

1

14

 

 

Промежуточная аттестация.

Выпуск стенгазеты.

1

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа внеурочной деятельности «За страницами учебника русского языка»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 673 946 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.05.2022 561
    • DOCX 38.1 кбайт
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Радюкова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Радюкова Елена Викторовна
    Радюкова Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 57428
    • Всего материалов: 43

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 290 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 857 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Транспорт в экономике: роль, взаимодействие и потенциал

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе