Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодический семинар на тему "«Прикладной арсенал современной мнемотехники как набор эффективных приемов запоминания материала».

Методический семинар на тему "«Прикладной арсенал современной мнемотехники как набор эффективных приемов запоминания материала».

Скачать материал

Методический семинар на тему «Прикладной арсенал современной мнемотехники как набор эффективных приемов запоминания материала».

 

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К.Д.Ушинский  

 

Цель: определение специфики современной мнемотехники, выявление ее функций и значимости при запоминании материала.

Задачи:

1. раскрыть сущность понятия «мнемотехника»;

2. рассказать о практическом применении приемов данной  технологии на уроках русского языка и литературы.

3. раскрыть роль мнемотехники  в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Структура методического семинара:

1. Актуализация. Постановка проблемы.

2. Блок теоретической информации. Из истории вопроса.

3. Практическое применение мнемотехник.

4. Вывод.

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию я хотела бы представить технологию «Мнемотехника», как систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

1. Актуализация. Постановка проблемы

Сегодня школьник получает огромное количество информации в различных областях человеческих знаний: история, география, химия, физика, биология, язык, литература, математика. Запомнить все традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку. А еще и наш  современный мир немыслим без интернета, современных гаждетов и мобильных телефонов, что значительно упрощает нашу жизнь, но это отрицательно сказывается на возможностях нашей памяти, нам просто не за чем запоминать нужную информацию, т.к мы всегда может ее найти в поисковике того или иного браузера. Есть даже такой термин «Вирус цифрового слабоумия»

Помимо этого, встречаются ученики со слабо развитой природной памятью, не способные запомнить информацию. Развитие памяти зависит от того, сталкивается ли ученик с трудностями при изучении материала, и как учитель управляет этим процессом. Основная цель учителя заключается не в том, чтобы заставить зазубрить определённую информацию, а в поиске эффективных способов развития ассоциативной памяти.

2. Блок теоретической информации. Из истории вопроса

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных искусственных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Цель мнемотехники - эффективное усвоение и запоминание материала, в результате чего развивается память, орфографическая зоркость, воображение, мышление, внимание.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Современная мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

3. Практическое применение мнемотехник

При классификации приемов мнемоники можно выделить следующие виды:

¨  1) Буквенно-звуковая мнемоника.

¨   2) Рифмовки. Общность ударений.

¨   3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.

¨   4) Ассоциации.

¨   5) Схематично – рисуночная мнемоника.

Не стоит забывать и тот факт, что у людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений. Поэтому учащихся необходимо познакомить с разными приемами запоминания информации, чтобы каждый для себя определил тот или иной способ.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике:

1.      Рифмование текстов.

2.      Схематично-рисуночная мнемоника (пиктограммы, мнемотаблицы)

3.      Ассоциации (фонетические, графические)

4.      Методика Цицерона, или метод римской комнаты

5.      Активное повторение

·         Рифмование текстов (подойдет аудиалам)

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом. Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать.

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

(Долго ели тОрты – не налезли шОрты! ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок.В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм. Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта)

·         Схематично- рисуночная мнемоника (пиктограммы, мнемотаблицы)

Способ запоминания, хорошо подходящий людям-визуалам. К ключевым словам и выражениям подбираются пиктограммы — графические образы. Мудрить здесь не нужно. Например, если речь о празднике, рисуйте салют, если о спорте — гантели или мяч и так далее.

Как использовать. Если вам нужно запомнить текст, выделите во время чтения ключевые фразы или слова и нарисуйте для них пиктограммы. После прочтения попробуйте восстановить смысл прочитанного по вашим рисункам. Такое закодированное письмо, потренировавшись, вы можете использовать вместо конспектов и также шпаргалок.

·         Ассоциации

·         звуковые (подойдет аудиалам)

Запоминание правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, подбор ключевых слов. (обычно используется при запоминании слов с непроверяемой буквой). Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.

·         графические (визуалам)

При запоминании словарного слова надо сделать рисунок (можно мысленный), обозначающий само слово, и «обыграть» в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запоминания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!

·                     Методика Цицерона, или метод римской комнаты, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания. Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату. Этот метод активно применяется при запоминание каких-либо списков (словарных слов, терминов, классификации, и т.д).

·         Активное повторение

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала. Обратите внимание на существенное отличие мнемотехнического повторения от повторения в привычном вам смысле. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.

 

Вывод: Я считаю, что мнемотехника значительно повысит обучаемость по любым дисциплинам и даст возможность не отставать от технического прогресса. Мнемотехника, как на стадии обучения, так и на стадии использования не требует никакого оборудования, технических средств и материальных затрат. Использование мнемонических приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. «Мнемоника – это искусство запоминания».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методический семинар на тему "«Прикладной арсенал современной мнемотехники как набор эффективных приемов запоминания материала»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 437 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.01.2018 781
    • DOCX 30.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пищева Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пищева Наталья Александровна
    Пищева Наталья Александровна
    • На сайте: 9 лет
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 410118
    • Всего материалов: 72

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 609 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе