Пятница, 29.03.2024, 02:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Архив - только для чтения
Форум » 2019 - 2020 уч год » Авторские олимпиадные задачи » Авторские олимпиадные задачи по русскому языку (Олимпиадные задания по русскому языку)
Авторские олимпиадные задачи по русскому языку
ВаляДата: Воскресенье, 26.01.2020, 11:53 | Сообщение # 16
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 4
Статус: Offline
Задание № 1. Прочитав транскрипцию, найдите лишнее слово: [г][р’][и][п],  [д][у][п],  [л][о][п], [с][н][о][п],  [к][у][п],  [к][л][у][п]_
(Максимальное количество баллов – 2) 

Задание №2.  В каких словах ударение падает на первыйслог?
А) шарфы    Б) торты   В) звонит  Г) включит  Д) квартал   Е) средства   Ж) банты 
(Максимальное количество баллов – 4: по 1 баллу за каждое правильно указанное слово

Задание № 3. 0пределите, являются ли этимологически родственными слова: лев, леопард, хамелеон?  
Какое слово будет являться для двух других проверочным?
(Максимальноеколичество баллов - 8: по 3 балла за объяснение этимологиислова, 2 балла за указание проверочного слова

Задание № 4. Выполните морфемный анализ следующих слов: подводный,  стройка,  привокзальный,  полочка,  выкупалась.(Максимальное количество баллов – 5: по 1 баллу за правильно разобранное слово

Задание№5. Дайте современное толкование выделенным словам:
(Отрывок из «Сказки о царе Салтане»)
Идут витязи четамиИ, блистая сединами,
Дядька впереди идёт И кограду их ведёт. 
(Максимальное количество баллов – 4: по 1 баллу за правильно указанное значение)

Добавлено (26.01.2020, 11:53)
---------------------------------------------
Задание№6. Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех,
которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является
синонимическим. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Как же …….. (хорош, красив, удивителен) лес поздней осенью! Ветра нет  и нет ни солнца ни  света ни тени ни движения ни шума. В……. (мягком, лёгком, свежем) воздухе разлит осенний запах. Сквозь …… (обнажённые,голые, раздетые) сучья деревьев мирно белеет …. (неподвижное, застывшее, спокойное) небо. Где-то на липах висят …..(золотые, жёлтые)  листья.
(Максимальное количество баллов – 17: по 2 балла за каждоеверно выбранное слово, по 1 баллу за каждый правильно поставленный знак
препинания, 2 балла за верно указанный ряд слов, не являющихся синонимами


Задание№ 7. Замените иноязычные слова бутик, презентация, эксклюзивный,антитеза, менеджер, абитуриент русскими синонимами. Составьте по одному предложению или словосочетанию с данными заимствованными словами.
(Максимальное количество баллов – 12: по 1 баллу за каждый синоним, по 1 баллу за каждое составленное предложение или словосочетание

Задание№8 . Из данного рассказа выпиши 5 фразеологизмов и дай им толкование.
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить
будем. Уху сварим – пальчики оближешь.           
Мы,конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка даже голову потерял
от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из
ружья палить будем. Да ещё, говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на
этом съел.           
Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. _
(Максимальное количество баллов – 20: по 2 балла за каждый  выписанный фразеологизм, по 2 балла за каждое верное толкование фразеологизма

Задание№ 9. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними
словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, мороженое, покрывало.

(Максимальное количество баллов – 12: по 1 баллу за правильноеуказание части речи, по 1 баллу за каждое составленное словосочетание
Задание № 10. Исправьте грамматические, речевые и орфографические ошибки. Запишите правильный вариант
предложений.
 Сабака обратно вирнулась к хазяену. Девочька седела за сталом и раскрашивает кортинки. Белый
мышь умел стаять на заднех  лапках
.
Максимальное количество баллов – 16: 2 балла за исправленную речевую или грамматическую ошибку, 1 балл за каждую
исправленную орфографическую ошибку
)
 
ЕфремоваДата: Воскресенье, 26.01.2020, 13:10 | Сообщение # 17
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 86
Статус: Offline
Валентина Алексеевна! Готовая олимпиада. Здорово!
 
ИвановскаяДата: Воскресенье, 26.01.2020, 13:47 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 4
Статус: Offline
1. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов,отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

Ответ: Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек. Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством). Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства). Толмачев (толмач - переводчик, толкователь). Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий). Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник,псаломщик).

2. Рассудите двух спорящих, один из которых утверждает, что правильнее спросить у стоящих в очереди людей «Кто последний?», а второй настаивает на том, что надо спрашивать «Кто крайний?», и добавляет, что именно так и говорят многие. Попытайтесь объяснить, почему в речи используются оба вопроса.

Ответ:
Правильным является употребление в вопросе слова последний. Оно точнее выражает смысл того, чем интересуются спрашивающие.
Ср. его исконное значение  – тот, кто идет по следу предшествующего, кто торит тропу следующему за ним. Слово же крайний указывает на наличие у очереди, как и у других рядов предметов, двух краев, поэтому его употребление может потребовать уточнения «Крайний? С какого края?».    Частое же употребление в подобных ситуациях слова крайний можно объяснить стремлением избежать слова последний, в котором видят неодобрительную оценку «плохой, никуда не годный, худший» и не хотят обидеть им человека, к которому обращаются, не учитывая, что другие  значения слова последний  не имеют отрицательных коннотаций.


Сообщение отредактировал Ивановская - Воскресенье, 26.01.2020, 13:57
 
skopino89Дата: Воскресенье, 26.01.2020, 14:09 | Сообщение # 19
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
Собирала данный материал давно, может быть что-то и устарело, но какие-то задания могут быть полезны.
Прикрепления: ____5_.docx (27.9 Kb) · __6_.docx (18.3 Kb) · 4725031.docx (27.9 Kb)
 
skopino89Дата: Воскресенье, 26.01.2020, 14:11 | Сообщение # 20
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 8
Статус: Offline
Запятая не пропечаталась cry  , МОЖЕТ БЫТЬ,
 
shoolalbina2Дата: Воскресенье, 26.01.2020, 15:09 | Сообщение # 21
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
1. В каких фразах мы 5 раз произносим [Ц] и/или [ЦЦ]? 
1) Ивановская ткацкая фабрика предлагает ситцы разной расцветки для городских модниц и ценителей
домашнего уюта.
2) Ученица Синицына собирается отправиться в Братск?
3) Девица-красавица,дай отцу водицы напиться и с дороги умыться!
4) Экспозиция Петрозаводского краеведческого музея, который располагается в здании бывшей
губернской канцелярии, знакомит с традициями народов севера.
5) Наша родственница представляется писательницей, известной за границей своими юмористическими
рассказами. 
2. В каких рекламных слоганах допущены орфографические ошибки?
1) "Колобок" ― на масле печён, на сметане мешен.
2) "Пикник" ― замешан и завернут.
3) Быть джентельменом просто. Достаточно уступить место.
4) "Биг Бон" всегда приходит к обеду! 5) "Марс" поддержит тебя в течение дня! 
3.Выберите правильные комментарии к выделенному в примерах из произведений русских классиков слову.
— Прощай, братец!Заходи и вдругорядь (Чехов, Корреспондент). 
Когда тебя вдругорядь сечь будут, ты, гляди, не сжимайся, не сжимай тело-то, —чуешь? (М. Горький, Детство).
Старик заохал, голос хрипкий;Был высочайшею пожалован улыбкой;Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон,Упал вдругорядь — уж нарочно… (Грибоедов, Горе от ума)
1) ВДРУГОРЯДЬ, наречие. Устарелое, книжное.
2) Преобразованное наречие вдруг в значении ‘неожиданно’употреблено для создания комического эффекта.
3) Образовано из сочетания в другой ряд, где ряд имеет значение ‘раз’.
4) Синонимы: вновь, вторично, опять. 
4.Выделите ряд (ряды), где существительные употреблены в форме одного и того же падежа.
1) Заниматься по учебнику; стоять на мосту; много народу; смеху-то будет.
2) Изучать бабочек; дать денег; насмешить друзей, летели четыре утки.
3) Размышлять в тиши; отдохнуть на пенсии; позвонить по прибытии;находиться при смерти.
4) Друзья, не сдавайтесь. Времена меняются. Хороши же твои принципы! Его назвали Рекс.
5) Занят по горло; колебаться мгновение; весить килограмм, прожить с месяц. 
5. В каких рядах все слова этимологически (по своему происхождению) связаны с различными формами глагола ИДТИ:
1) пройдоха, нашествие 2) пошлость, проходчик 3) предыдущее, прошлое 4) найденыш, иноходец 
6.Какие из перечисленных служебных слов НЕ могут использоваться как слова знаменательных (самостоятельных) частей речи?
1) хоть 2) всё 3) прямо 4) ведь 5) бывало 
7.Найдите примеры, в которых нет грамматических ошибок.
1) Старушка сидела на скамейке во дворике и сетовала об украденному нее кошельке.
2) Она подозревала соседей в злых намерениях, жаловалась
прохожим и оповещала их об опасных людях.
3) Соседи же, непричастные к пропаже, лишь удивлялись и смеялись с нее.
4) Бедная женщина грустила по своей деревне и добрым людям.
5) Она обратилась к участковому за помощью, и он обещал ходатайствовать о компенсации утраченных денег перед новым депутатом.
6) Скудная новостями жизнь дворика оживилась. 7) Оскорбительный соседям поступок старушки навсегда рассорил жителей подъезда. 
Оценивание. За каждый правильный  ответ 1 балл. Итого 18 баллов
Ответы:1.     2,4,5 (3 балла)2.     2,3 (2 балла)3.     1,3,4 (3 балла)4.     3,4,5 (3 балла)5.     1,3 (2 балла)6.     1,4 (2 балла)7.     2,5,6 (3 балла)

Добавлено (26.01.2020, 15:10)
---------------------------------------------
В каждой из следующих фраз пропущены пары омографов,различающихся ударением. Найдите их и запишите одним словом (как в примере.) Например, во фразе:  "Солнце уже почти … , и небольшое …постепенно погружалось во мрак" пропущенное слово, которое требуется записать, — село.
Примечание. Буквы Ё и Е не различаются (считаются одинаковой буквой).
 
Старая индианка .. в заброшенной хижине, рядом с которой залегала золотоносная  …
Сделав еще .. рома, Джо присоединился к песне разудалой компании пиратов в десять … 
Оценивание. За каждый подобранный омограф 1 балл.
Итого 2 балла. 
Ответ: жила, глоток.



Сообщение отредактировал shoolalbina2 - Воскресенье, 26.01.2020, 15:20
 
NataliДата: Воскресенье, 26.01.2020, 15:44 | Сообщение # 22
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
Назовите самые «молодые» буквы русского алфавита. Какая из новых букв вызвала ироническое замечание М.В.Ломоносова: «Ежели для иностранныхъ выговоровъ вымышлять новыя буквы, то будетъ наша азбука съ Китайскую» (Российская грамматика. 1755 г.)? Охарактеризуйте особенности употребления этой буквы всовременном языке.
Ответ.
Й, э, ё. Все эти буквы появились в кириллическом алфавите в XVIII веке. М.В. Ломоносов резко возражал против буквы э («е обороченное»),которая была узаконена в гражданском алфавите Петром Первым, но нужна была, собственно, лишь для иноязычных слов, так как в исконно русских словах э,а не е требовалось только для местоимения этот инескольких междометий: эй, эх. Чтобы не увеличивать азбуку ради«иностранных речений», Ломоносов считал вполне возможным писать експедиция ит.п., т.е. обойтись старым знаком е «для разныхпроизношений». Эту букву называли «уродом русской азбуки» и другие филологи XVIII века – В.К. Тредиаковский и А.П. Сумароков.
Буква э употребляется в современном письме в следующихслучаях:
1) в абсолютном начале слов, подавляющая часть которых относится к заимствованиям (этаж, эксплуатация, энергия),а также послеприставок, осложняющих заимствованные слова (сэкономить), илипервой части сложного слова (бромэтил);
2) после гласных(кроме и) в иноязычных словах (поэт, алоэ, силуэт, но диета).
Возможность обойтись буквой е, на чем настаивал Ломоносов,подтверждается тем, что написания иностранных слов типа тэмп, кашнэ,пенснэ, атэлье постепенно были вытеснены современными темп,кашне и т.п., также и в положении после гласного сейчас частонаблюдается написание е: проект, реестр, аудиенция идр.


Сообщение отредактировал Natali - Воскресенье, 26.01.2020, 19:19
 
НюраДата: Воскресенье, 26.01.2020, 16:40 | Сообщение # 23
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Статус: Offline
Задания интересные, особенно по  текстам книг, которые дети  сейчас читают. Работа со словом -важная составляющая часть  учебного  процесса.

Добавлено (26.01.2020, 16:47)
---------------------------------------------
Разговор подруг:- Таня, займи мне пожалуйста, двести рублей.- Да я даже не знаю у кого.- Господи, я тебя прошу мне занять!- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но ты скажи, у кого?          Почему в этом диалогеподруги не понимают друг друга?

Ответ: одна из них допускает ошибку: вместо того,чтобы сказать: «Дай мне в долг» или «Дай взаймы», «Одолжи», она использует глагол «займи». Глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». В данном случаенеточность понимания значения слова ведет к коммуникативной неудаче.

 
emelyanenkonatalia2011Дата: Воскресенье, 26.01.2020, 17:37 | Сообщение # 24
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Статус: Offline
1)      для 4-5 класса  Определите род придуманных слов каплань и каплунь.Объясните свои действия.Капланьи каплунь птицы . У каплани глаза круглые, выпученные. А у капланя  спинка пёстрая, крылышки чёрные.
для 6 классаИзвестно,  что многие русские глаголы имеютсоотносительные видовые пары. Но так бывает не всегда. В русском языке есть
понятие одновидовые и двувидовые глаголы.  Попытайся дать формулировку этим понятиям.
 Реши, к какой из этих групп относятся глаголы изсписка. Если глагол записан в первую группу, укажи его видовую пару. У
глаголов, записанных во вторую группу, определи вид. С одним из глаголов
третьей группы составь  предложения,
которые бы подтвердили его двувидовой «характер».
 I. глаголы, имеющиесоотносительные видовые пары II. одновидовые глаголы III. двувидовые глаголы  Списокглаголов: преследовать, исследовать, построить, аргументировать,чередоваться, очнуться, срисовать, стучать, срезать, казнить.
 
Gilyana770111Дата: Воскресенье, 26.01.2020, 18:49 | Сообщение # 25
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Задание для 7 класса.
Даны толкования слов из «Толкового словаря живого великорусского языка»  В.И.Даля. Определите значение слова по его толкованию, отгадайте названия станций московского метрополитена. (За каждое
верное толкование - 1 балл, за верно угаданное название станции метро по 1
баллу. Итого 20 баллов).1. «Сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка».2. «Ловчая птица,  величиною с большого ястреба».3. «Высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всем отраслям науки».4. «Лукошко,кузовок».5. «Девичий или курячий праздник, 1 ноября».6. «Пташка ремез, юрок, желтоплекая, из рода синиц».7. «Хранители печати или кому доверяется государственная печать».8.«Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда».9.«Приставленные к ловчим птицам, для ухода за ними, для выноски, обученья их и
для охоты» .10. «Чисто содержимый лесок, парк».        Ответы: 1. Вокзал(Речной вокзал), 2. Сокол (тоже название станции)3.Университет 4. Лубянка 5. Кузьминки 6. Дубровка 7. Печатники 8. Ворота(Красные ворота)9.Сокольники10. Роща(Марьина роща).

Добавлено (26.01.2020, 18:54)
---------------------------------------------
* то же. Раздельно написала, но при загрузке почему-то некоторые слова сливаются в одно sad

 
schitovaДата: Воскресенье, 26.01.2020, 19:16 | Сообщение # 26
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
Коллеги, задания замечательные! Жду новых публикаций!
 
Gilyana770111Дата: Воскресенье, 26.01.2020, 19:29 | Сообщение # 27
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Задание для 9 класса по произведениям М.Ю.Лермонтова. Укажите правильное толкование значения слова. 1. «Вокруг старинного дома обходит… голодарейка...» Что значит слово «голодарейка»? 
  • старуха-нищенка
  • балкон
  • тропинка
  • сточная канава


2.«...Которому служил лакеем из лакеев Шут, алырь, женолаз, великий Теличеев».
Кто такой женолаз?
 
  • любитель женщин
  • муж-рогоносец
  • недавно женившийся мужчина
  • закоренелый холостяк
  • женоненавистник


3. Как перевел Лермонтов ласковое обращение к девушке «джанечка»? 
  • душенька
  • любимая
  • козочка
  • птичка
  • царица


4. «Но я тебя прошу, братец, поменажируй его». О чем просьба? 
  • одолжить денег
  • понять, простить
  • задержать, остановить
  • порасспрашивать


5. «Но есть и божий суд, наперсники разврата!» Кто такой наперсник? 
  • виновник
  • любитель
  • любимец
  • последователь


6. Что можно сделать с архалуком? 
  • выпить его
  • станцевать его
  • надеть его
  • прокатиться на нем


7. С архалуком понятно. А что делают с бузой? 
  • пьют
  • едят
  • надевают
  • стреляют из нее


8.«Посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские... мы начинали
хохотать». Какое слово пропущено?
 
  • трибуны
  • патриции
  • авгуры
  • гаруспики


                               Ответы. 1. Правильный ответ: балкон. Голодарейка– уменьш.-ласк. к голодарея – длинный балкон вдоль стены дома, галерея.2. Правильный ответ: любитель женщин.3. Правильный ответ: душенька.4. Правильный ответ: понять, простить.  Поменажировать – пожалеть,пощадить (от франц. ménager 'жалеть, щадить').5. Правильный ответ: любимец.Наперсник – 1. Устар. Доверенное лицо, которому поверяют сокровенные мысли и тайны; любимец. Н.поэта. 2. В классической трагедии 17 - 18 вв.: традиционный персонаж, приближённое к герою или героине лицо (гувернантка,
секретарь и др.).6.  Правильный ответ: надеть его. Архалук – у некоторых народов Кавказа: верхняя распашная одежда в виде короткого кафтана,
поддёвки.7. Правильный ответ: пьют. Буза – в Крыму и на Кавказе: лёгкий хмельной напиток из проса, гречихи или ячменя.8. Правильный ответ: авгуры. Цитата из романа «Герой нашего времени». Авгур – 1. В Древнем Риме: жрец, толковавший волю богов, предсказывающий будущее по
поведению птиц (крику, полёту и т.п.). 2. Ирон. Тот,кто держит в тайне от других свои познания, кто делает вид, что посвящён в
особые тайны.
 
nadezhdahohlova89Дата: Воскресенье, 26.01.2020, 20:42 | Сообщение # 28
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
1.  Лингвистическая задача. Даны четыре слова: А, В, С и  D. Слова А и В – синонимы, А и С – антонимы, В и D – антонимы. В каких отношениях находятся слова С и D? Проиллюстрируйте задачу примерами.
2. Лингвистические  уравнения. Какое слово следует поставить вместо вопросительного знака, чтобы по левую и по правую сторону от знака равенства получилось одинаковое соотношение.
1) Палец –перст = Лоб – ? 2) Живой –мертвый = Восторгаться – ? 3) Брег –берег = Прах – ? 4) Закат –рассвет = Добродетель – ? 5) Молодой –старый = Эгоист – ? 6) Обоняние –обаяние = Дипломат – ? 7) Биться –хрупкий = Пачкаться – ? 8) Засучив рукава – спустя рукава = Заваривать кашу – ?
 
Форум » 2019 - 2020 уч год » Авторские олимпиадные задачи » Авторские олимпиадные задачи по русскому языку (Олимпиадные задания по русскому языку)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz