Четверг, 25.04.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и  литературы города Ноябрьска

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Архив - только для чтения
Форум » 2019 - 2020 уч год » Авторские олимпиадные задачи » Авторские олимпиадные задачи по русскому языку (Олимпиадные задания по русскому языку)
Авторские олимпиадные задачи по русскому языку
ЕфремоваДата: Суббота, 25.01.2020, 08:22 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 86
Статус: Offline
Коллеги, здесь публикуем задания по русскому языку
 
ЕфремоваДата: Суббота, 25.01.2020, 10:31 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 86
Статус: Offline
Немного не в тему и нескромно))) Мы с Г.М. Постоваловой издавали книгу "Олимпиадные задания по русскому языку для 5-6 класса". До сих пор продается https://my-shop.ru/shop/product/696051.html  Если кому интересно, могу сбросить в эдектронке
 
schitovaДата: Суббота, 25.01.2020, 16:50 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
Публикую задания по НРК, которые придумывала в прошлом учебном году для муниципального этапа олимпиады по русскому языку. Одно из них, кстати, вошло тогда в задания для одной из параллелей. Пишите ваши комментарии.
 
schitovaДата: Суббота, 25.01.2020, 16:50 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
1.Перед вами перевод с ненецкого языкаследующих слов: не – женщина, едэйко – новенький, несэйне – другая женщина, ямб
– высокий.Владея этой информацией, образуйтененецкие имена, которые будут иметь следующие значения: новая женщина, другой, высокий
мужчина, высокая женщина. Ответ:Едэйне,Несэйко, Ямбко, Ямбне. По 1 баллу за каждое правильное имя.Итого: 4 балла.
 
schitovaДата: Суббота, 25.01.2020, 16:51 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
2.Как с помощью одной буквы превратить  основную деятельность шамана, включающую всебя погружение в транс, общение с миром духов и исцеление, в кочевье оленьего
стада с погонщиками? Ответ: камлание – каслание Итого: 2 балла.
 
schitovaДата: Суббота, 25.01.2020, 16:51 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
3.Прочитайте стихотворение ямальскогопоэта Ю.А.Кукевича.                
* * *Не верьте безумным поэтам:
Темна и невнятна их речь,
Они нарушают заветы,
Которые должно беречь.
Дороже бессмертной святыни
Им жалких созвучий дележ,
Им жизни дороже пустые
Их грезы, где царствует ложь.
Но верьте безумным поэтам:
В лихие годины земли
Всю правду молчащему свету
Сказать, умирая, смогли.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе стихотворения ямальского поэта Ю.А.Кукевича. В
этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков
соответствующие термины.  Ю.Кукевич в своём стихотворении выражает сущность настоящей поэзии, используя такой приём, как
____________________. Контраст подчёркивается им и на лексическом уровне:
одновременно соседствуют слова («заветы», «святыни», «годины») _________________________________
и _____________________________ («дележ»). Образ поэта дважды представлен
(тропом) ________________ «безумный». Кроме того, в 5-7 строках для
подтверждения особого существования поэта им используется такой приём звуковой
организации текста, как______________________. Для того чтобы обратить внимание
читателей на таких поэтов, Кукевич вводит приём _______________________в 6 и 7
строчках. Особое значение в этом смысле приобретает такой троп, как____________________,
использованный автором в 8 строке. Финальный вывод стихотворения напоминает
читателю о трагической судьбе русских поэтов.

Ответ: Ю.Кукевич в своём стихотворении выражает сущность настоящей поэзии, используя такой приём, как антитеза. Контраст подчёркивается им и на лексическом уровне: одновременно соседствуют слова
(«заветы», «святыни», «годины») высокого стиля и разговорные («дележ»).Образ поэта дважды представлен (тропом) эпитетом«безумный». Кроме того, в 5-7 строках для подтверждения особого существования
поэта им используется такой приём звуковой организации текста, как аллитерация. Для того чтобы обратить внимание читателей на таких поэтов, Кукевич вводит приём анафоры в 6 и 7 строчках. Особое значение в этом смысле приобретает такой троп, как метафора, использованный автором в 8 строке. Финальный вывод стихотворения напоминает читателю о трагической судьбе русских поэтов.  По 1 баллу за каждый правильный термин. Итого: 7 баллов.
 
ЕфремоваДата: Суббота, 25.01.2020, 16:58 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 86
Статус: Offline
Инна Геннадьевна, вы знаете ненецкий?
 
ЕфремоваДата: Суббота, 25.01.2020, 17:00 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 86
Статус: Offline
Мне понравилось последнее задание. Трудное, но решаемое.
 
принцессаДата: Суббота, 25.01.2020, 17:19 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 7
Статус: Offline
Очень интересное третье задание!
 
принцессаДата: Суббота, 25.01.2020, 18:43 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Администраторы
Сообщений: 7
Статус: Offline
Создай энциклопедию слова «семья».  Рассмотри слово с разных сторон: лексическоезначение, этимология слова, подбери слова – синонимы, слова – антонимы, родственные
слова, примеры использования данного слова в русских пословицах и пословицах
народов мира, в афоризмах и крылатых выражениях, использование данного слова в
названиях и текстах художественных произведений, в названиях газет, журналов,
рекламных приложений, художественных и документальных фильмов, картин
художников.
 
schitovaДата: Суббота, 25.01.2020, 19:53 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
Любовь Романовна, пыталась разобраться со словарём.
 
schitovaДата: Суббота, 25.01.2020, 19:58 | Сообщение # 12
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
Кстати, очень долго сама разбиралась, потом сформулировала.
 
schitovaДата: Суббота, 25.01.2020, 19:59 | Сообщение # 13
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 80
Статус: Offline
Я по поводу ненецкого.
 
NataliДата: Воскресенье, 26.01.2020, 10:38 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 18
Статус: Offline
Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий».
Укажитерусское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.
По-датскиЙорген, а по-русски …
По-португальскиЖуан, а по-русски …
По-польскиГенек, а по-русски …
По-белорускиРыгор, а по-русски …

Ответ.
По-датскиЙорген, а по-русски Георгий, Юрий, Егор.
По-португальскиЖуан, а по-русски Иван.
По-польскиГенек, а по-русски Евгений.
По-белорускиРыгор, а по-русски Григорий.


Добавлено (26.01.2020, 10:55)
---------------------------------------------
В романе современногописателя-фантаста Василия Головачёва «После боя» мы находим такой фрагмент:
Крутов, заинтересованный характеристикой старика, пообещал бытьначеку.
Спросил:
- Сколько же лет вашему свёкру?
- А почитай, сто лет, - спокойно ответил Парамон Арсеньевич вответ на изумлённый взгляд Егора. - И супруга евонная жива ещё, бабка Евдокия.
Тоже, скажу тебе, непростая женщина, костовстрёха...

Выделенное слово, однако,придумано не самим автором этого текста, а встречается в ряде русских диалектов, где оно возникло как «русифицированная» замена одного созвучного ему и всем известного из литературного языка иностранного заимствования, обозначающего происшествие, повлёкшее непоправимые последствия.
Вопросы и задания.
1. Какое иностранное слово было адаптировано как костовстрёха? Из какого языка оно заимствовано?
2. Как называется процесс такой адаптации слова, использованногоавтором, в чём он заключается?
3. В чём авторская особенность употребления этого слова вупомянутом тексте?
Ответ.
1.Это греческое заимствование катастрофа.
2.Оно подверглось народной этимологизации, которая заключается в попытке истолковать(непонятное простому уму) значение слова через его выведение из произвольновзятых (похожих) слов. В данном случае слово катастрофа объясняется черезвыражение «встряхнуть кости».
3.Авторской особенностью словоупотребления служит то, что слово характеризует неситуацию (Полная костовстрёха!),а человека. Это важно потому, что если слово катастрофао человеке может быть сказано нечасто (а в данном контексте это, по-видимому,просто невозможно), то употребить слово костовстрёхапоказалось автору вполнедопустимым, так как в данном слове можно обнаружить ту же (безаффиксную) морфологическуюмодель, что и неряхадурёха, растяпа и т.д., тогда как отнести греческоезаимствование к этой модели невозможно.


Сообщение отредактировал Natali - Воскресенье, 26.01.2020, 13:51
 
ЕфремоваДата: Воскресенье, 26.01.2020, 11:12 | Сообщение # 15
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 86
Статус: Offline
Спасибо, Наталья Васильевна. Интересные задания.
 
Форум » 2019 - 2020 уч год » Авторские олимпиадные задачи » Авторские олимпиадные задачи по русскому языку (Олимпиадные задания по русскому языку)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz